Найти тему
Цивилизация техно

ИЖ Планета-6: предпоследняя попытка выжить

Во второй половине восьмидесятых самым популярным мотоциклом у сельской молодежи (да и не только у сельской) был ИЖ Планета-5. Из всех ижевских мотоциклов это был наверное самый удачный мотоцикл. Надежный, очень проходимый, сравнительно простой (если сравнивать с тем же "Юпитером" или "Уралом"), довольно "модный" внешне и в тоже время относительно доступный, ИЖ Планета-5 не имел конкурентов в среде советских подростков. Были, конечно, еще Явы, но "достать" их было значительно сложнее да и стоили они подороже.

Кадр из фантастического фильма "Посредник", 1990 год. Можно сказать, типичный "кадр из нашей юности"
Кадр из фантастического фильма "Посредник", 1990 год. Можно сказать, типичный "кадр из нашей юности"

В начале 90-х в СССР начали ввозить импортные мотоциклы не только из стран соцлагеря и на Ижевском заводе прекрасно понимали, что если ничего не менять, то выдержать конкуренцию с мировыми мотоциклетными лидерами будет практически невозможно. Ситуацию усугубляло резкое снижение платежеспособности населения и начавшаяся гиперинфляция - потенциальным покупателям было уже не до новых мотоциклов. В 1994 году началась разработка нового мотоцикла - ИЖ Планета-6. Главный упор сделали на новый двигатель, который получил жидкостное охлаждение, раздельную систему смазки, 5-ступенчатую коробку передач, бесконтактное зажигание с автоматической регулировкой опережения зажигания и измененный рабочий объем - 340 см3. Рабочий объем изменили применив кривошипно-шатунный механизм и поршень от мотоцикла ИЖ Планета-спорт.

Всего было выпущено порядка 28 мотоциклов ИЖ Планета-6, до крупносерийного производства дело так и не дошло. Причины неудачи, на мой взгляд, кроются в резком снижении спроса в начале 90-х на новые мотоциклы в целом - в те времена народ выживал как мог, мотоциклы стали переходить из разряда повседневного транспортного средства в разряд роскоши, "игрушки" для развлечений. К тому же, советские мотоциклы были больше предназначены скорее для работы в подсобном хозяйстве, чем для езды ради удовольствия, средние и тяжелые мотоциклы практически все комплектовались боковым прицепом, имели довольно мощную раму и ходовую часть из-за чего не отличались легкостью - достаточно сравнить тот же ИЖ Юпитер с его одноклассником Явой.

"Зашел" бы мотоцикл ИЖ Планета-6 появись он в другое время? Я думаю да, если бы появился хотя бы лет на 5-10 раньше, но к середине 90-х требовались уже совсем другие мотоциклы: более легкие, мощные и скоростные, более специализированные именно в качестве хобби, а не универсального транспортного средства для подсобного хозяйства.

Технические характеристики

  • Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый: рабочий объём – 340 см³;
    диаметр цилиндра – 76 мм;
    ход поршня – 75 мм;
    степень сжатия – 8,7-9,2;
    максимальная мощность – 24,5 л.с. при 4 850 об/мин;
    максимальный крутящий момент – 33 Н•м при 4 600 об/мин;
  • Моторная передача – цепь втулочная двухрядная, усиленная (2,17)
  • Сцепление: Муфта – фрикционная многодисковая в масляной ванне (7 пар трения с усиленными шлицами ведущих дисков)
    Механизм включения – кулачкового типа;
  • Коробка передач – пятиступенчатая (шестеренчатая, трёхвальная, двухкулачковая);
  • Электрооборудование - 12 вольт;
    Система зажигания – бесконтактная электронная с автоматическим регулированием угла опережения зажигания, независимая от АКБ;
  • Мощность генератора – 105 Вт;
  • Система смазки – раздельная;
  • Охлаждение – жидкостное с автоматическим включением вентилятора;
  • Система впуска – карбюратор (К-65И)

Наука
7 млн интересуются