В следующем году у нас, возможно, будет проведен международный фестиваль молодежи. На каком языке говорить будем? Я немного иронизирую, потому что стало известно о законодательной инициативе исключить из школьной программы обязательное изучение английского языка. Это в комитете ГосДумы по безопасности и противодействию коррупции. Помните, мы затрагивали тему: предложение включить черчение в школьную программу? И тогда был разговор о том, куда ее включать? В школьной программе уже места нет. И это в какой-то степени ответ: уберите язык недружественных стран, а там мы поместим другие нужные нашим детям предметы.
Сергей Михеев: Тут много эмоциональности в нынешней ситуации, причем эта эмоциональность может зашкаливать как в одну сторону, так и в другую. К сожалению, это свойство любого экстремального периода. Что касается английского языка, я думаю, к этому надо подойти разумно. Без английского языка, нравится он вам или не нравится, очень трудно обойтись. Это язык международного общения.
Вот приезжают сюда китайцы. Вы с ними что, на китайском разговариваете? Да нет же! Или они с вами на русском? Тоже нет. Так или иначе, если у вас нет переводчиков, то коверкаете как-то, ломаете на английском. А на каком еще? Назовите какой-то другой язык, на котором можно говорить. В любой другой стране, с арабами вы общаетесь - приезжаете туда или они сюда. На каком языке вы разговариваете? Они сами друг с другом на каком языке? Например, арабы с китайцами, если без переводчиков, на каком языке разговаривают? Или с бразильцами? Взять и полностью убрать английский язык - мне кажется, это неразумная мера. Другой вопрос, можно было бы, во-первых, ограничить количество его часов, потому что его стало в школах очень много, часов английского языка большое количество.
Сергей Александрович, тогда его невозможно выучить.
Сергей Михеев: Его все равно невозможно выучить. Чтобы его выучить настолько, чтобы читать книжки или говорить свободно, и нынешней программы не хватит. Я думаю, он нужен в таком, более рабочем объеме.
Во-вторых, я бы расширил преподавание других языков, учитывая тенденцию многополярности, о которой много говорят. Наряду с английским или вместо английского (это уж по выбору) можно было бы учить другие языки: китайский, арабский, испанский, португальский. Потому что, например, Лавров ездил в Латинскую Америку, а много у нас народу владеет испанским или португальским языком? На португальском говорит Бразилия, а вся остальная Латинская Америка - на испанском. Много вы знаете у нас школ с преподаванием испанского или португальского языка? А это вся Латинская Америка, начиная от границ Штатов с Мексикой и заканчивая Аргентиной, Чили и южной оконечностью. А много у нас владеют этим языком? Очень мало. А как вы собрались ее выстраивать? На испанском и португальском еще разговаривает часть Африки - небольшая, но разговаривает.
Зачем это в среднюю школу помещать? Это специальное образование. Его можно где-то в рамках высшей школы.
Сергей Михеев: Думаю, в рамках высшей школы начинать с нуля – это очень тяжело. Поэтому, как факультативные или второй язык это есть во многих школах. Я бы уделял этому внимание. Полностью убрать английский язык из преподавания – это неразумно, это подыграть нашим врагам. Вы думаете, если его не будет в школах, что произойдет? Мы станем сильнее? Не знаю. Не вижу в этом большого смысла. Можно обсуждать объем преподавания, наличие других языков. На сегодняшний день, пока английский фактически является языком межнационального общения, его надо знать в минимальном объеме.
Некое противоречие здесь все-таки просматривается. По крайней мере, на мой взгляд. Я тоже учила в школе английский язык, но вышла оттуда, не сильно владея им. Мой английский – это университет. Думаю, так скажут многие другие люди. Либо репетитор, либо специальные курсы, то есть тратится школьное преподавательское и ученическое время на предмет, который они заведомо не получат.
Сергей Михеев: Ну и что, что не получат? Они будут знать какой-то минимум, и этого вполне достаточно. Потому что все равно абсолютное большинство наших граждан до английского языка как языка межнационального общения не доходят. У нас огромное количество людей в итоге никуда не ездят, за пределы страны не выезжают, живут здесь. И здесь они очень быстро забывают и всё то, что получили.
Поэтому надо найти золотую середину в этих делах. Ликвидировать полностью или, наоборот, невероятно усиливать – это крайние решения. Надо подумать и без эмоций найти золотую середину. Для тех, кто хочет изучать более глубоко, такую возможность можно предоставить, или пусть изучают частным образом. Для тех, кто считают, что им достаточно какого-то минимума, чтобы этикетки читать, - да оставьте их в покое! Почему? Потому что в повседневной жизни рядового гражданина России, который не выезжает за границу вообще или выезжает один-два раза в жизни в Турцию, для него английский язык постольку поскольку: чтобы сказать, что ты вообще хоть что-то знаешь или хоть что-то понимаешь.