В начале 2000-х годов Карелию захлестнула волна преступлений. Бандиты держали под контролем ночные трассы. 1-го ноября 2001 года в Первомайское отделение Петрозаводска поступило заявления от шофера-дальнобойщика Петрова Серафима Юрьевича, который перевозил в своем трейлере мобильные телефоны.
На место преступления тут же выехала оперативная группа. Водитель Петров явно недоумевал: куда-то пропали телефоны на сумму 19 тысяч долларов США. Стоимость всех телефонов дальнобойщик должен был возместить хозяину груза.
Серафим Юрьевич вспомнил, что оставлял машину только на постах ДПС, на которых останавливался для проверки документов. Последняя проверка была проведена в окрестностях Петрозаводска.
В данном случае, подозрения падали на водителя, на рабочих, разгружающих товар, и на сотрудников ДПС.
Вскоре в милицию обратился Константин Медведков, директор ликеро-водочной базы. Он потребовал привлечь к ответственности своего сотрудника, водителя-дальнобойщика Владимира Никифорова, который, по его мнению, был причастен к исчезновению большой партии дорогостоящих спиртных напитков.
Хозяин груза в милиции показал: водитель ничего конкретного не пояснил, где товар не знал. На дознании Никифор говорил, что останавливался только на посту ДПС. Водитель был в полном недоумении из-за исчезновения товара.
В декабре в милицию пришли несколько водителей, с которыми произошла та же история: большая партия товара просто испарилась из трейлера.
Первоначально разрабатывалась версия о причастности грузчиков к исчезновению товара. Перед Петрозаводском фуры останавливали, снимали пломбы, сверяли наличие товара, снова опломбировали, и отправляли на оптовые базы. Но эта версия не подтвердилась.
19-го декабря 2001 года в Первомайский отдел РОВД обратился водитель Сомов Николай Васильевич, который вез дорогостоящий груз из Мурманска в Петрозаводск. По прибытию в конечный пункт назначения товар исчез. Он продал свою машину, но денег на возмещения ущерба было явно недостаточно. Хозяин груза потребовал, чтобы водитель продал квартиру, единственное жилье Сомова.
Вскоре в милицию позвонила жена Сомова, и сообщила: муж выбросился из окна. В записке сообщил, что ни в чем не виноват. Дальнобойщик остался жив, но год лежал в больнице. Ему ампутировали обе ноги.
После этой трагедии полковник Юрий Серков решил: во чтобы то ни стало раскрыть преступление. На тот момент времени казалось, что следствие зашло в тупик. Серков принял нестандартное решение. Он каждый день лично отправлялся на трассу, подсаживался в кабину к водителю. Может быть, в неформальной беседе кто-то сообщит нужную информацию?
Через две недели водитель Сычев рассказал: за его машиной следили бандиты. На частоте 9-го канала, который использовался дальнобойщиками, он услышал фразу: "Слепи его фарами". Сычев не разглядел марки легковой машины, которая его преследовала, но точно помнил, что это произошло на участке поселка Олонец, который славился своими крутыми подъемами и спусками.
Сычев нажал на педаль газа, и машина понеслась по неровной дороге. В этот момент времени от отчетливо услышал слова: "Оставь ты этого козла!".
Серков тут же взял под наблюдение этот участок дороги. На трассе в районе поселка Олонец Серков поставил несколько милицейских машин с рациями, работающие на частоте дальнобойщиков.
30-го декабря 2001 года в эфире оперативники услышали: "Отбойник хороший, большегруз идет груженый, швартуйся!". Потом резкий голос: отцепляйся, освети шестерку. Автомобиль шестерка, стоявший на обочине с поднятым капотом, принадлежал оперативникам. На медленном ходу бандиты проехали мимо шестерки. Вдруг по рации им кто-то скомандовал: "Разворачивайтесь!".
Серков запомнил марку и номер автомобиля. Как оказалось, шестерка принадлежала Носкову Василию Ивановичу. Однако тот был постоянно в состоянии алкогольного опьянения, и передвигался только пешком.
Серков срочно дал задание: проверить автомобиль, чтобы узнать личность водителя. Выяснилось: на данной машине по доверенности ездит Чемерис Валерий Владимирович, 1960 года рождения. Чемерис снимал двухкомнатную квартиру в Петрозаводске, нигде не работал, однако регулярно посещал рестораны и кафе. Кто же отдавал Чемерису приказы по рации?
15-го января в десять часов вечера Чемерис вышел из дома, и направился к гаражу. Он подошел к автомобилю ВАЗ 9-й модели, из которого вышел крупный мужчина с рацией в руке, они обнялись, несколько минут переговаривались по рации, как бы настраиваясь на нужную волну. После переговоров Чемерис пошел выгонять из гаража свою шестерку.
Полковник Серков отдал команду следить за машинами. Их авто направились на трассу к деревне Олонец. Уже на трассе в эфире раздался голос по рации: "Падаю на хвост, отбойник хороший". На глазах оперативников разворачивалась следующая картина: за большегрузом след вслед шел ВАЗ четвертой модели, с левой стороны фуру обгоняла шестерка, параллельно шла девятка с включенным светом, так что лампы отражались левом зеркале большегруза.
Оперативники держали дистанцию, шли от преступников на значительном расстоянии с выключенными фарами. И вдруг их обогнал Мерседес, пришлось включить фары. Один из бандитов приказал: "Пропусти железо", а вскоре последовала вторая команда: "Руби концы, уходим".
Машины преступников развернулись в сторону Петрозаводска. Серков дала задание сотрудникам ДПС установить все личности водителей. В четыре часа ночи в кабинете Серкова раздался звонок: машины были остановлены на посту ДПС недалеко от Петрозаводска.
Проезжающий мимо дальнобойщик Семенов Владимир Иванович увидел на багажнике четверки свой груз -- мебель, которую он вез из Мурманска в Петрозаводск.
Он подошел к инспектору ДПС и сообщил: груз, который он вез загадочным образом переместился на багажник легковой машины. Водитель четверки отреагировал спокойно, и пояснил: данный груз нашел на обочине, и может показать место, где валяется много такого добра.
На бампере четверки была наварена скоба, капот был деформирован, а багажник явно превышал размеры автомобиля. При первом осмотре трейлера, из которого был украден товар, на его отбойнике оперативники обнаружили отпечаток, похожий на след автопокрышки.
Были задержаны Дмитрий Михайлович Сысоев, Василий Никитин и Валерий Чемерис, все трое отказались давать показания. Серков понимал: бандиты осуществляли кражу во время движение большегруза.
Полковник пришел к выводу: одна из машин обгоняла транспорт и регулировала скорость движения, другая машина занимала левый ряд и слепила фарами водителя, а третья машина, четверка, пристыковывалась к едущей фуре. На ее бампер крепилась резиновая покрышка. Один из преступников забирался на багажник, срывал пломбу, открывал двери, и перебрасывал товар на багажник автомобиля Ваз 2104.
Но как это доказать? Для того чтобы подтвердить или опровергнуть предположение Серкова, нужен был следственный эксперимент. Начальство запретило его проводить, тогда сам Серков повторил действия преступников. Эксперимент был проведен на на полном ходу автомобилей.
Квартиру подозреваемых обыскали. Нашли большую партию дорогостоящих спиртных напитков, похищенных у дальнобойщика Никифорова в ноябре 2001 года. Номера акцизных марок алкогольной продукции были абсолютно идентичны украденным.
Чемерис дал признательные показания, каким способом они осуществляли кражи. Позже, на суде, от своих слов он отказался.
Дело было передано в суд, Чемерис, Никитин и Сысоев получили по шесть лет лишения свободы.