Найти тему

Почему доктора, который спас тысячи жизней, так и не признали Героем Советского Союза

В истории Великой Отечественной войны довольно много случаев, когда люди совершали настоящие подвиги, спасали чужие жизни, сражались до последнего вздоха, но затем попадали в концлагерь и все, переставали быть героями. Дело все в том, что в те времена зачастую не принято было считать героями тех, кто прошел концлагеря, какой-бы подвиг они не совершили. Считалось, что если ты попал в плен, значит не сражался до последнего, проявил слабину. Да, бывали исключения, но не в случае с нашим героем. Хотя, он приобрел после этой истории намного большее, чем звание Героя Советского Союза, а именно всенародную любовь своих пациентов.

Георгий Синяков родился в 1903 году в небольшом поселке Петровское, что находится в Панинском районе, Воронежской области. Поселок небольшой, население всего около 350 человек.

Георгий Федорович получил медицинское образование в Воронеже. Работал по специальности сначала собственно в Воронеже, затем в Ростове. Был довольно ценным специалистом, как говорится, на вес золота. Но вдруг грянула Великая Отечественная война и Синяков был мобилизован одним из первых как военный хирург. Такие, а тем более в первые месяцы войны, когда наши несли большие потери, очень нужны были фронту. Попав на фронт, Синяков и там сразу заслужил уважение не только среди коллег, но и среди бойцов. И дело тут было не только в его возрасте - 38 лет. Просто умудрялся спасать красноармейцев в самых безвыходных ситуациях. Но, война есть война, и никогда не знаешь, что тебя ожидает завтра. Так и с Синяковым, потому как повоевать ему удалось только лишь до октября 1941 года. Затем их батальон попал в окружение, откуда удалось выйти единицам. Так Георгий Федорович попал в плен.

В первые месяцы плена Синяков сменил несколько концлагерей - пересыльный в Беларуси, затем Борисполь, Дарница и наконец немецкий Кюстрин. Этот концлагерь был построен в 1940 году на окраине деревни Альт-Древиц, в нескольких километрах от крепости Кюстрин. Изначально концлагерь был предназначен исключительно для военнопленных из европейских стран, но, после июля 1941 года сюда стали присылать в том числе и советских военнопленных, а также мирных жителей оккупированных территорий. Точное количество содержавшихся в данном концлагере неизвестно до сих пор. Но, есть данные о том, что только советских военнопленных здесь погибло более 12 тысяч. О потерях среди мирных жителей и военнопленных других стран доподлинно неизвестно, но они несомненно были.

-2

Немецкие взгляды на отношение к военнопленным в концлагерях было довольно простым - никакой медицинской помощи, пусть сами лечатся как хотят. Но Синяков, как опытный и уважаемый хирург, не мог себе такого позволить. Он стал помогать раненным и больным чем мог. Понятное дело, что сложные операции не проводил, но, тем не менее, до коменданта лагеря со временем дошли слухи о каком-то русском "чудесном докторе", который непонятно каким образом исцеляет военнопленных.

Что делать с этим доктором? Фашисты решили его просто поставить на место, потому как не представляли себе того, что среди варваров, коими они именовали советских людей, есть вообще врачи, а уж тем более талантливые. И тогда они решили устроить Синякову своеобразный экзамен. Пройдет его - разрешат ухаживать за больными, ну а если нет - тут все понятно. Более того, собрали даже специальную комиссию из своих врачей. Задача была не из простых - провести резекцию желудка. Это довольно сложная операция, а уж проводить ее в полной антисанитарии, без ассистента и с минимальным количеством инструментов, вообще было под силу лишь единицам. Синяков как раз и оказался этой самой единицей, удивив немецких врачей до потери речи. Те откровенно признали, что русский врач является очень талантливым.

-3

После этого экзамена немцы прониклись уважением к Синякову и разрешили лечить военнопленных, даже давали за это дополнительную пайку еды, которой он делился с больными. Ситуация в корне изменилась, когда немцы стали привозить на консультацию или лечение к Синякову своих родных. Ну а после того, как он спас сына одного из охранников лагеря, отношение к нему и вовсе изменилось. Дело в том, что парень подавился костью и уже был на грани, спасти его мог только Синяков. После этого случая ему выделили отдельное помещение и разрешили лечить больных на свое усмотрение, без особой охраны, чем он и решил воспользоваться.

Синяков знал, что в данном концлагере нет ни газовых камер, а тем более крематория, погибали тут только от голода и болезней. Ну а тех кто погибал, вывозили за территорию лагеря. То есть, чисто теоретически, оставалось только придумать, как заставить больных имитировать свою погибель, чтобы их вполне легально вывезли за территорию лагеря и оттуда они уже спокойно смогут бежать. Для этих целей Синяков придумал специальную заживляющую мазь. Дело в том, что он довольно успешно затягивала раны, при этом внешне повреждения казались прежними. К тому же, она издавала очень неприятный терпкий запах. В общем, он решил попробовать и один из узников решил инициировать свою кончину, будучи намазанным этой мазью. И у него это удалось! Затем второй, третий, четвертый... Немцы абсолютно ничего не подозревали, а тем не менее, таким образом были спасены жизни сотен узников концлагеря.

-4

Спасение узников было не единственным подвигом Георгия Федоровича. Еще один он совершил когда Красная армия уже должна была вот-вот подойти к концлагерю. Тогда комендант лагеря распорядился вывезти в эшелонах всех более-менее здоровых узников, а лежачих ликвидировать. Тогда Синяков набрался смелости и направился напрямую к коменданту с просьбой оставить лежачих, и его вместе с ними. Не знаю, какие доводы приводил советский врач, но немцы его послушались и оставили в живых еще несколько десятков узников. С другой стороны, именно это и сыграет ключевую роль в дальнейшем награждении Синякова званием Героя Советского Союза.

После освобождения концлагеря Синяков сразу примкнул к действующей армии, с которой дошел до Берлина и лично оставил автограф на стенах Рейхстага. После войны попал в Челябинск, где работал сначала простым хирургом в одной из больниц, а затем стал заведующим хирургического отделения. О своем подвиге, как и жизни в концлагере, он не рассказывал вообще никому. О его подвиге стало известно случайно, благодаря бывшей летчице Анне Егоровой, которая после ранения тоже попала в концлагерь Кюстрин. Уже после войны, в интервью одной из газет она рассказала о "чудесном хирурге из Воронежа", который спас в концлагере не одну сотню жизней. В последующие годы бывшие узники, которых тогда спас Синяков, обивали пороги всевозможных инстанций, ходатайствуя о том, чтобы ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Их просьбы принимали к рассмотрению, но всякий раз в награждении отказывали, мотивируя это тем, что практически всю службу он провел в плену, что несвойственно настоящему Герою. Но, так ли это важно? Ведь на самом деле, он приобрел намного большее, чем Золотую звезду. Он приобрел любовь и уважение сотен и даже тысяч, спасенных им людей...

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов