Конец XIX– начало XX века
Европа
В середине 80-х годов XIX века при канцлере Германии Бисмарке некий Э. Гартман подал проект германской экспансии на восток, в котором предлагалось расчленить Россию на части*.
По плану Гартмана, из территорий России, расположенных к западу от Москвы и прилегающих к Балтийскому морю, необходимо образовать так называемое «Балтийское королевство». Украина и Крым должны были составить «Киевское королевство». Граница с прочими землями России должна была проходить по линии Витебск — Днепр — Курск — Саратов — Волга — Астрахань.
Германский профессор Рошер, в своих трудах писал, что все славянские земли (в том числе и Россия), «должны сделаться достоянием великого германского народа».
Другой германский профессор, Карл Иенч, предлагал послать в Россию 10 миллионов колонистов из Германии.
В брошюре, выпущенной в Германии перед Первой мировой войны (авторы указаны не были), давалась карта границ послевоенного мира. На этой карте граница России с Германией должна была идти по Волге. Русских следовало выселить в Пруссию в качестве батраков немецких помещиков. Остатки самой же России рекомендовалось заселить немецкими колонистами.
Предлагались два пути германской экспансии на восток. Один через Балканы и Турцию к берегам Евфрата, к Персии и Кавказу. Через Персию – к Индии. Он был направлен против Великобритании.
Второй – через Прибалтику, Польшу, Белоруссию. Украину, Кавказ – против России.
Одним из первых этапов этой экспансии был план вытеснения России с Балкан и противодействие российской экспансии в этом направлении.
А для того, чтобы Россия не могла найти себе в Европе союзников против Германии, правительство Вильгельма II(правил в 1888-1918 гг.) неоднократно предлагало правительству России заключить германо-русский союз. Этому всячески препятствовали банкиры Франции и Англии.
Разумеется, для реализации своих планов восточной экспансии немцы наводнили Россию своей агентурой.
Сильное немецкое влияние было при царском дворе. Жена Николая II царица Александра Федоровна откровенно проводила прогерманскую политику. И если бы не жёсткаяантигерманская позиция Генерального Штаба России**, кто знает какой расклад сил был бы к началу Первой мировой войны и как бы шла вся эта война.
В ходе подготовки колонизации России германское правительство поощряло переселение немецких колонистов на земли российской империи.
Специальные льготы и кредиты, согласно закону «О колонизационных кредитах» (принят рейхстагом в 1880 году) выделялись тем немецким фирмам, которые разворачивали свою деятельность на территории России. В итоге очень быстро германский капитал начинает занимать ведущие позиции в ряде отраслей российской промышленности и экономики. В частности в нефтяной промышленности Баку.***
На случай войны планировалось блокировать с запада любые поставки продовольствия в Россию, с востока эту блокаду России по поставкам в неёпродовольствия должна была осуществлять Япония. Об этом четко говорилось в брошюре, которая вышла в Германии перед первой мировой войной и которая назвалась «Где находится большая часть Германии». То есть русских планировалось выморить голодом. И это при том, что из-за вывоза российского хлеба и других продуктов (в частности 70% товарных яиц, производимых в России, вывозилось за границу) в Европу (особенно в Германию) в царской России ежегодно страдали от голода до 2 миллионов человек.
* Идеи Гартмана стали основой германской и австро-венгерской стратегии в «украинском вопросе». Австрийские и германские спецслужбы устанавливают контакты с некоторыми деятелями украинского движения, как в Австро-Венгрии, так и в России. Они тайно финансируют и направляют деятельность украинских организаций в духе русофобства. В Галиции в 1890 году под давлением австро-венгерского МИДа было заключено соглашение между польскими кругами и так называемыми галицкими «народовцами», занимавшимися «украинизацией» русинов. «Народовцы» в обмен на некоторые уступки в области культуры отмежевывались от пророссийски настроенных «москвофилов» и согласились идти в фарватере австрийской политики. Уступки украинским «народовцам» в культурном плане делались во многом в расчете на эффект в украинофильствующих либеральных кругах внутри самой России.
Стоит упомянуть и о том, что в 1877 году канцлер Германии Бисмарк (кстати, выросший на русских хлебах и получивший в России звание генерала) одобрил слово «Украина» для внедрения в качестве средства расчленения России, сказав:
«Нам нужно создать сильную Украину за счет передачи ей максимального количества русских земель».
** утверждение на совести Минаева и Фёдорова. На самом деле всё гораздо сложнее. Господа чины Генштаба Империи были очень сильно не едины в видении будущего России. Часть из них продвигали проект "РСДРП", планируя трансформацию государственной власти в результате подавления "смуты", часть аффилировалась с центральными державами, а часть с державами согласия.
*** С 1905 г. Дойче Банк выделял беспроцентные ссуды на проведение «промышленно-торговых экспедиций» на изыскания Северного Урала, Закавказья, Архангельской губернии и других регионов. Эти данные использовались и разведкой, и бизнесом для организации новоиспеченных предприятий. К началу войны «не было ни одной области промышленности в России, где бы немецкий капитал и руководящие им лики не играли бы выдающейся роли. Особенное внимание немцы обращали на электрическую, металлургическую, химическую промышленность, на добычу твердого и некрепкого топлива и на лесную промышленность… Немцам принадлежали в России все химические заводы, около 90% предприятий электротехнической индустрии, более половины металлургических и металлообрабатывающих заводов, почти половина текстильных предприятий…». Даже производство пороха мощно зависело от немецкого синдиката «Сиверс», который монополизировал торговлю чилийской селитрой и еще до войны тормозил разработку залежей селитры в России. Размещение фирм и их подразделений проводилось по сурово продуманному плану. В критически важных коммуникационных узлах и на базе или вблизи стратегически важных предприятий заведомо формировались организациионно-кадровые структуры агентурного контроля.
(Источники: Минаев, Федоров)