ПРЕДПОСЫЛКИ
1.1 Российская империя
Либеральная экономика Александра второго доставила государству множество проблем. На момент его правления в России были одни из самых низких таможенных пошлин в мире. По сравнению с 1841 годом пошлины в 1868 году снизились более чем в 10 раз. Его политика привела к тому, что ввоз товаров превышал вывоз, а импортные продукты продавались настолько дёшево, что это замедлило развитие отечественного продукта на многие годы, а также обесценило рубль на мировом рынке.
Свидетельством медленного промышленного роста в этот период, служило производство чугуна, увеличение которого отставало от показателей других стран. К тому же за время царствования Александра второго в России регулярно начинался голод (массовый голод в Поволжье 1873год).
Не стоит забывать о железных дорогах, которые хоть и развивались, но использовались предпринимателями, чтобы обокрасть государство, так как правительство обязывалось полностью покрыть расходы и обеспечивать за счет субсидий гарантированную норму прибыли. Затраты искусственно завышали, что увеличивало бюджетные расходы государства. Невыплаченные обязательства к 1871 году достигали 174 миллионов рублей, а через пару лет выросли до 580 миллионов рублей. Сергей Юльевич Витте писал, что взявшие на себя строительство железных дорог кампании, которые являлись частными «лишь по названию, а не в действительности», привели к ситуации, когда убыток от их же деятельности (более 40 миллионов рублей в год) «ложился на государственную казну, иначе говоря, на русский народ». Сами же кампании были поделены между «железнодорожными королями»: Поляков, Блиох, Кроненберг, Губонин и прочие.
Из-за огромных расходов государство впервые стало активно прибегать к займам от других сран, соглашаясь на ужасные условия. Так, в бюджет поступало чуть более половины займа, а долг был на полную сумму, с которой к тому же производился расчет ежегодных процентов. Такими темпами в 1882 году долг к началу правления Александра третьего достиг невероятных 5,9 миллиардов рублей.
1.2 Российская Федерация
С начала становления на капиталистические рельсы Россия только и делала, что стремилась к уровню развития цивилизованных европейских стран. Были внедрены методы шоковой терапии, включающие в себя ваучерную приватизацию, благодаря которой незаслуженно быстро обогатилась узкая часть лиц, залоговые аукционы, благодаря которым правительственные пакеты акций ряда важных предприятий (ЮКОС, Норильский никель, Сибнефть) перешли в руки частных лиц. Легче в новой рыночной экономике стало покупать иностранные продукты, а не поддерживать и развивать свой продукт. Ситуация, произошедшая с крупнейшим МВЗ в Европе ( им. Миля) не даст соврать.
С приходом Владимира Путина к власти, государство начинает выкупать обратно контрольные пакеты акций распроданных оборонных предприятий. Несмотря на все беды, принесенные западными странами, мы продолжили сотрудничать и продавать им свои ресурсы, очень маленькими темпами развивая свое производство. Наше правительство верило в рыночную экономику и предпринимало протекционистские меры только для сдерживания нефтяных кризисов. Переломным оказался 2014 год, когда стал очевидным тезис о том, что Мировая экономика зависима от геополитики. Россия приобрела целый список экономических ограничений, касающихся финансового, топливного и военного сектора и классическое продовольственное эмбарго. Из-за высокого количества импортных деталей в критически важных промышленностях, которые стало невозможно купить, создается правительственная комиссия по импортозамещению.
ПОЛИТИКА НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
1.3 Внешнеэкономическая политика Российской империи
С 1877 по 1891 год российское правительство отошло от политики свободной торговли и вернулось к протекционизму, чтобы способствовать экономическому развитию и увеличению внутреннего промышленного производства. Переход к резко выраженной покровительственной политике подтверждается конкретными цифрами. Среднегодовой размер таможенного дохода повысился с 60,6 млн руб. зол. (в 1878–1880 годы) до 80,2 млн руб. зол. (в 1888–1890 годы). Торговый баланс также изменился в пользу России. Так в 1881–1885 году вывоз составлял 550 млн. рублей, а ввоз — 494,3 млн. рублей; в 1886–1890 годы вывоз — 630,9 млн. рублей, а ввоз — только 392,3 млн. рублей. Таможенная политика в этот период строилась на потребностях охранительных факторов. Она предполагала подъем промышленности и, безусловно, решение фискальных проблем. Повышение таможенных пошлин в период после 1877 г. по 1890 г. более чем на 100% вызвало потребность их систематизации и придания таможенной политике значения политического курса. Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Новый протекционистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года. Отличительная особенность тарифа заключалась в том, что он носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. от сырья и до изготовления готовых изделий.
Пошлины были повышены в среднем до 25–30%. А по таким предметам, как керосин в 3 раза, на нефть — в 2 раза, на медь — от 6 до 8 раз, чугун — в 10 раз, железо — от 3 до 4,5 раза, паровозы — в 4 раза, рельсы — в 4 раза, хлопчатобумажные ткани — в 2 раза и т.д. Повышение таможенных пошлин также способствовало тому, что российская промышленность стала более эффективной и конкурентоспособной. Это помогло подстегнуть развитие российской промышленности и помогло создать более диверсифицированную экономику.
Экономические отношения с другими странами
Еще в феврале 1885 года рейхстаг большинством голосов приверженцев защиты сельского хозяйства принял законопроект, согласно которому пошлины на сельскохозяйственные продукты повысились в 2 раза. В последующие два года был принят новый законопроект повышения таможенного обложения иностранного хлеба. Ставки в марках за 100 кг возросли в 1,5 – 2 раза. В условиях осуществления со стороны Российской империи охранительной таможенной политики в 90-е годы и принятия тарифа 1891 года, это соперничество между двумя странами привело к таможенной войне. До 1892 года Германия, как и Россия, применяла повышение таможенной ставки одинаково ко всем государствам. В 1892 г. и начале 1893 г. Германия заключила договоры с 22-мя государствами, в том числе и со всеми российскими конкурентами по привозу к ней сельскохозяйственной продукции. В результате Россия фактически устранялась с Германского рынка.
К счастью, России, то ей удалось найти партнеров по торговле в других странах (в Англии, Франции и других государствах) и реализовать на 80% запасы хлеба.
Давление таможенной войны не выдержала Германия. Она предложила сесть за стол переговоров, результатом которых 29 января 1894 году стал русско-германский торговый договор сроком на 10 лет. Согласно договору, был разработан и принят Конвенционный тариф. Пошлины на российский хлеб были значительно ниже прежних по Общему Германскому тарифу. Таким образом, Россия не только, не потеряла свой имидж, но и победила в торговой войне.
К началу правления Александра 3 Германия являлась одним из основных союзников России, но их партнерство было очень спорным, ведь в минуты трудных ситуаций Германия не поддерживала Россию, примером чему служит Крымская война. Началом для пересмотра партнерства империи стало создание Германией тайного Тройственного союза, в котором не было Российской империи. В 1881 году был заключен Союз трех императоров (России, Австро-Венгрии и Германии). Но дружба не удалась из-за торгового соперничества стран и из-за недружественной для России позиции Германии на Балканах, где Германия имела более близкого, но враждебного России союзника – Австро-Венгрию. К концу 1880-х годов союз существовал только на бумаге, и Россия волей-неволей стала искать сближения с республиканской Францией, заинтересованной в антигерманском союзе с любой сильной державой. Союз между Россией и Францией был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, наличием угрозы со стороны общих врагов. К тому времени уже оказалась налицо для союза и прочная экономическая основа. Россия с 70-х годов остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, Франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. Именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской экономике. За 1869-1887 гг. в России были основаны 17 иностранных предприятий, из них 9 французских. Французские финансисты весьма продуктивно использовали ухудшение русско-германских отношений. Парижские банки скупили русские ценности, выброшенные на денежный рынок Германии. В 1888 г. на Парижской бирже были выпущены облигации первого русского займа на сумму в 500 млн. франков, за ним последовали займы 1889 г. (на 700 млн. и 1200 млн. франков), 1890 и 1891 гг. Французский капитал в короткое время стал главным кредитором царизма.
1.4 Внешняя политика Российской федерации
С 2014 года в России стал применяться более жесткий инструмент – запрет на ввоз товаров, произведенных в определенных странах. Так, 6 августа 2014 года Владимир Путин принимает указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В перечень товаров, которые запрещено ввозить в страну, вошли мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Планы реализовались частично, а где-то и вовсе просто провалились. Например, к 2020 году власти планировали сократить ввоз в страну овощей аж на 70,3%, но вышло только на 27%. На смену европейским поставщикам пришли компании из других стран.
С другой стороны, подобные меры стали мощным стимулятором внутреннего производства, выполнив таким образом протекционистские функции.
Несмотря на все разногласия Российская Федерация продолжала попытки наладить отношения с Европой, примером таких действий служат проекты по атомной энергетике (АЭС Ханхикиви в Финляндии и АЭС «ПАКШ-2» в Венгрии), а также общая тенденция нашей власти показаться хорошими и правильными. Но такая позиция не помогла РФ остановить поток всевозможных унижений по отношению к ней и её жителям.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в 2022 году Россия ввела незначительный ряд ограничительных мер, которые были созданы для понижения и так резко подскочившей инфляции в стране. Чтобы не быть голословным стоит привести ряд ответных санкций. Россия запретила авиаперелеты для недружественных стран, ограничила транзакции с иностранной валютой и экспорт некоторых видов лесоматериалов, удобрений, сырья для химической промышленности, зерновых культур. Также для российских производителей были отменены выплаты по патентам, связанных с иностранными лицами. Одним из главных нововведений стал параллельный импорт, который легализовал ввоз запрещенных товаров в РФ в обход официального дилера. Будучи одним из главных поставщиков топливных ресурсов, Россия заставила иностранные кампании завести счета в российских банках, а также оплачивать газ в рублях, что способствовало укреплению курса рубля. РФ также до сих пор продолжает вывоз топливных и минеральных ресурсов в особо агрессивные страны: Литва, Польша, Эстония, США.
Пока о последствиях санкций и ответных мер говорить трудно, но высокая инфляция в США, Европейских странах и России говорит о серьезных последствиях для всех. Если в 2022 году Росси подняла огромные деньги на природных ресурсах, то в перспективе ситуации очень серьезная, так как продавать топливные ресурсы с огромными скидками достаточно невыгодно, особенно когда экономика страны на них держится. Стоит только надеяться на неспособность Запада заменить наши ресурсы и на открытие новых рынков сбыта.
Новые партнеры
Несмотря на потенциал союза BRICS, акцент на нем не делали вплоть до 2022 года. В 2023 году страны планируют обсудить создание новой валюты, но этот процесс наверняка затянется или будет не реализован в принципе. Так что несмотря на дружеские отношения стран, России, в условиях жесточайших санкций, не остается ничего как открывать свои рынки для данных стран, а также дешево продавать им свои топливные ресурсы, как это происходит с Китаем, несмотря на союзнические отношения с Россией, он действует лишь в своих интересах.
Турция несмотря на еще недавние разногласия с РФ активно наращивает торговлю и связи с РФ. Некоторое время назад даже российские карты MIR UNION PAY действовали а территории этого государства, но была ограничена из-за возможности введение вторичных санкций со стороны США и Евросоюза. Но не смотря на все это Турцией руководствуют лишь экономические интересы, именно поэтому кроме торговли, отношения между странами весьма неоднозначны, ведь Турция имеет такую же проукраинскую позицию, как и остальные европейские страны.
На данный момент у России не существует настоящего союзника, ведь она не только не обладает высоким уровнем технологий, капиталом на уровне стран Европы, но и находится в позиции слабого. Именно поэтому так называемые союзники осторожно наблюдают за ситуацией и боятся нарушить санкции Запада. Они видят в нас лишь рынок сбыта своей продукции, а также поставщика дешевых ресурсов.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВНУТРИ СТРАНЫ
1.5 Внутриэкономические меры Российской империи
От дефицита государственного бюджета страну спасла прежде всего грамотнейшая налоговая политика назначенного Александром III Н.Х. Бунге.
Поэтапная отмена подушной подати (1881 – 1886 годы) для всех категорий налогоплательщиков привела к облегчению жизни крестьян. Их налоговое бремя сократилось более чем в 40 раз (с 54,8 млн до 1,3 млн рублей). Глобальные изменения коснулись промыслового налога, в который в 1884 году были добавлены сбор в размере 3% чистой прибыли предприятий (АО, ООО) и сбор для частных гильдейских предприятий. Благодаря этим мерам доходы государства от данного налога буквально за год увеличились на более чем 20% (с 21 млн. руб. до 25,7 млн. руб.). Стремительный рост финансового капитала в стране привел к введению в 1885 году налога в 5% на доходы от вкладов и процентных бумаг. Налог для городских жителей (ставка от 1,4 до 10% в зависимости от наемной цены) несмотря на небольшое фискальное значение приведет к прогрессивному подоходному обложению, но уже в 1916 году.
На смену Николаю Христофоровичу пришел математик и биржевой делец И.В. Вышнеградский, который к уже существующей направленности действий сделал упор на повышении курса рубля через финансовые и биржевые операции. Появились новые акцизы (керосин, спички), налоги за землю и с городских имуществ были повышены, а в результате операций на бирже за пару лет была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%. Тарифы на перевозку угля от портов внутрь страны были повышены, а на отечественный уголь понижены, как и на перевозку нефти. Не стоит забывать о важнейшем для России огосударствлении железных дорог, принадлежащих частным кампаниям, которые обычно были убыточными. Начался процесс их выкупа и строительство новых путей сообщения. Работа на перспективу была выполнена настолько отлично, что только с 1892 года по 1893 сумма доходов с казенных и частных дорог выросла более чем в 4 раза, а Транссибирская магистраль станет главной ветвью объединения России в цельное экономическое пространство. Таки образом, государство преодолело дефицит бюджета.
В 1892 году на пост министра финансов назначается С.Ю. Витте. Кроме повышения налогов, он привлекал огромное количество иностранного капитала в страну (тяжелая промышленность увеличилась в 3 раза). Рост пошлин на чугун, железо и сталь в 80-е годы привел не только к сокращению ввоза, но и росту их внутреннего производства. Так, если в 1881 г. ввоз чугуна составил 14,3 млн пудов при внутреннем производстве 28,6 млн пудов; железа — 6,5 и соответственно 17,8 млн пудов; стали — 1,5 и 17,9 млн пудов, то к 1890 г. эти данные в корне изменились. Ввоз чугуна снизился до 7,6 млн. пудов при росте внутреннего производства до 57,5 млн пудов; железа — 4,9 и 26; млн пудов; стали — 0,94 и 23,1 млн пудов. Если в 1887 году в Донецке было всего 2 металлургических завода, то к концу 90-ых их стало 17, но только 2 из них отечественные. Бурному росту подверглась территории Кавказа, на которых новый виток получила нефтяная промышленность. Все предприятия машиностроения, созданные в 90-е годы, являлись предприятиями «новой формации». Акции российских предприятий стали ликвидными среди иностранных предпринимателей. Считали, что стоило только прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене. Винная монополия сильнейшим образом изменила налоговые поступления в страну. Несмотря на малую прибыльность в первое время мера проявила себя положительно. Доходы от нее увеличились с 52 млн руб. в 1897 г. до 824 млн руб. в 1913 г., что составляло свыше 28% всех доходов бюджета. Винтовки Мосина в различных модификациях использовалась на протяжении более чем 50 лет, а по размеру флота Россия вышла на 3 место, уступая таким гигантам как Англия и Франция. способствовало предотвращению оттока капитала и развитию собственной промышленности. Об этом свидетельствует и увеличение государственных доходов, темпы роста которых превосходили аналогичный показатель в развитых странах Европы.
Cерьезные протекционистские меры помогли стране не только преодолеть дефицит бюджета, но и заработать огромнейшие деньги, при этом стремительнейшим образом развивая производство. Государственные доходы Российской империи увеличились с 80 млн фунтов стерлингов в 1881 году до 154,7 млн фунтов стерлингов в 1889 году. Показатели в два раз превышали Английские за аналогичный период. Также Российская империя смогла стать привлекательной для инвестиций, что способствовало привлечению в страну иностранного капитала. Несмотря на это доминирование осталось за новыми зарубежными партнерами, хотя отечественная промышленность получила немалый рост благодаря данной политике.
1.6 Внутренний рынок РФ
Грамотная политика главы ЦБ РФ Набиуллиной помогла России избежать скачка инфляции из-за колоссальных санкций. С учетом всех запретов инфляция к концу 2022 года составила 11,94% (вместо предрекаемых 15%). Повышенный налог от поставок ресурсов способствовал крупному пополнению государственной казны. Санкции 2014 года стали катализатором к развитию внутренних технологий в РФ. Так, например появилась Национальная платежная система Мир, которая будет работать несмотря на любые санкции. Ее активное внедрение с 2015 года принесло плоды, именно поэтому новости о том, что платежные системы Visa и Mastercard перестанут работать, не напугали граждан. Несмотря на это платежи в других странах стали существенно ограничены, а Mir UnionPay не сработал, так как Западне страны заявили о применении вторичных санкций на государства, в которых эта система работает. Новые поставщики на товары легкой промышленности нашлись быстро, но санкции 2022 года разрушили привычные поставки, но и эта проблема исчезла благодаря дружественным связям России с Казахстаном, Ираном. Государство напрямую не помогло бизнесу, но оставшиеся связи помогли кампаниям преодолеть дефицит товаров. В 2022 году большинство транснациональных кампаний ушли из России, поэтому была применена особая мера под названием Параллельный импорт. 28 июня 2022 года В. В. Путин подписал закон о параллельном импорте. Закон освобождает компании, занимающиеся «серым импортом» от уголовной и административной ответственности. В совокупности с дедолларизацией, цены на товары уменьшились в разы, а проблемы с дефицитом техники перестали иметь место. К тому же, российский рынок был расширен китайскими и турецкими товарами. Осенью ситуация начала меняться и правительство перестало вести курс дедолларизации, результатом стало возвращение курса доллара и евро к февральским значениям. Наше правительство спокойно может вернуть курс к прежнему, но из-за такого курса торговать с другими странами невозможно. Таким образом, обычные жители вынуждены терпеть скачущий курс доллара, пока государство пытается зарабатывать деньги с продажи товаров и ресурсов со скидками в другие страны.
Попытки примирения с Западом вылились в то, что в автомобилях lada и КАМАЗ в 2022 году количество иностранных деталей в автомобилях достигало 50%, теперь уровень локализации автомобилей составляет 75%. Санкции кампании Boeing привели к ускоренному развитию авиапромышленности. Sukhoi Superjet 100 и МС-21 -- самолеты, которые Россия планирует развивать. Но дело в том, что Суперджеты все равно требуют присутствия иностранных комплектующих, а полностью русифицированный МС-21 РОСТЕХ планирует выпустить только к 2025 году. Военная промышленность в связи с дефицитом техники и боеприпасов стала развиваться огромными темпами, но многие технологии были неподготовлены вовремя из-за халатного отношения, например новые танки Т-90 ПРОРЫВ практически не попадают на фронт. При этом новые ракеты Кинжал производятся, успешно. Свои производства РФ старается наладить, но мы четко можем увидеть, что на московском заводе Рено производятся китайские Москвичи. Государство просто поменяло партнера, так как свое производство развивать очень сложно, легче просто дать работу тому, кто в этом разбирается. На данный момент это помогает нашей стране, но добавочная стоимость остается за Китаем, что с экономической точки зрения не является положительной тенденцией для РФ.
Вывод: новое импортозамещение началось слишком поздно, именно поэтому РФ пожинает плоды своей неграмотной политики, несмотря на это люди, не справившиеся со своей задачей 2014 года, даже не были публично осуждены (Анатолий Чубайс). До сих пор многие не понесли вины за свое бездействие, только начало уголовных дел по отношению к таким людям способствует действительно серьезному скачку не только для российской промышленности, но и для государства.
Точки соприкосновения
· Конкретно экономическая политика была проведена грамотно в обоих периодах истории. В случае империи, государство значительно пополнило бюджет, а РФ предотвратило серьезнейшую инфляцию в стране.
· Старые партнеры оказались совсем ненадежными в трудный момент, именно поэтому и Российская империя, и Российская Федерация быстро нашли новых партнеров.
· Несмотря на слова об импортозамещении и протекционизме государство и в тот, и в другой период времени стало использовать силы новых иностранных партнеров, которые преимущественно и организовывали производства на территории страны. Таким образом, добавочная стоимость оставалась у них, а не у государства.
· Военная промышленность получила особое внимание, как в Российской империи, так и в России. Как оказывается, наша страна действительно является заложником ситуации, имея просторные территории богатые различными ресурсами, поэтому она при любых обстоятельствах для своей же безопасности должна уделять внимание ВПК.
Различия
· Российская империя осознанно подошла к протекционистским мерам, в то время как для Российской Федерации импортозамещение стало вынужденной мерой.
· Союз Российской империи с Францией не имеет даже малейшего эквивалента в Российской Федерации. Миропорядок РФ и Китай строят тихо и незаметно, так как Россия является экономически-слабой страной, а БРИКС не имеет глобального экономического значения даже в перспективе, потому что все страны боятся по-настоящему сотрудничать с РФ, так как боятся вторичных санкций США. На данный момент Россия всеми силами пытается найти союзы, именно поэтому любые союзнические договоры будут неравноценны. Франция же всеми силами добивалась союза, как и Российская империя, именно поэтому их союз был по-настоящему двухсторонним.
· В то время, как Российская империя избавлялась от вывоза своих ресурсов, Россия активно продолжает вывозить свои ресурсы даже в недружественные страны.
· Примеры действительно серьезных санкций по отношению к недружественным странам просто отсутствуют. Российская Федерация просто хочет торговать, в то время как Российская империя на примере с Германией показала, как можно торговать так, чтобы не обрушить свой имидж.
Вывод
Несмотря на многие сходства экономических мер, ситуация, в которой оказалась Россия, требует еще более серьезного подхода, который на самом то деле отсутствует. Дела на профнепригодных людей не заводятся, а ресурсы продолжают утекать во вражеские страны, ответные санкции выглядят жалко при сравнении с теми, которым подверглась страна. К счастью, как и пару веков назад, Россия ищет новых союзников. Подход к развитию отечественного производства у стран сомнительный, так как рынок все равно остается за дружественными странами, но отечественному производителю становится легче существовать, что в любом случае хорошо. У нашей страны все впереди, но подход власти ко многим факторам портит будущее, так что остается только надеяться на изменение отношения власти к ним. Без глобальных изменений России не построить новый миропорядок. Пришло время действительно серьезно отнестись к своей роли в текущем положении дел.