Найти тему
Галерея BazArt

ОБРАЗ СМЕРТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ. Ч.2 МАКАБР «ПЛЯСКА СМЕРТИ» и «ТРИУМФ СМЕРТИ»

In sudore vultus tui vesceris pane, donec revertaris in terram de qua sumptus es: quia pulvis es et in pulverem reverteris. ("В поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не вернешься в землю, из которой ты взят: ибо ты прах и в прах возвратишься") Книга Бытия, 3.19

В 1347 году в порт Мессины на Сицилию прибывают генуэзские купцы. На борту специи, благовонья, шелковые ткани, прекрасные персидские ковры, бронзовые и серебряные изделия – все, что так ценилось в средневековой Европе. Суда шли из Каффы, нынешняя Феодосия. Каффа только что выстояла в борьбе с осадившими город войсками Золотой Орды под предводительством хана Джанибека. Противостояние было долгим и изматывающим. Однако в войске монголов началась эпидемия, воины умирали от тяжелого недуга. Болезнь буквально косила воинов. И Джанибек приказал забрасывать трупы умерших от болезни при помощи катапульты в Каффу, чтобы распространить болезнь среди отчаянно сопротивляющихся горожан. Однако войско монголов к этому времени сильно ослабело, и Джанибек принимает решение отступить. Каффа устояла, но в городе так же начался мор.

Фреска в часовня Св. Георгия в Бляйбахе  (Германия)
Фреска в часовня Св. Георгия в Бляйбахе (Германия)

Когда жители Мессины поняли, что вместе с дорогими товарами купцы привезли чуму, было уже поздно – в городе началась эпидемия. Генуэзцев выгнали, и корабли отправились в родную Геную, куда весть об эпидемии уже дошла, и корабли в порт не пустили. Их встретили градом огненных стрел. Тогда отчаявшиеся моряки отправляются в Марсель. Марсельцы приняли суда, что стало смертельной ошибкой. Осознав это, горожане так же выгнали генуэзцев, но черная смерть уже начала свое опустошительное шествие по Европе. Распространяясь со скоростью до 100 км в месяц, она перемещалась по Европе все дальше и дальше.

Около 20 генуэзских кораблей с экипажами-призраками еще долго бороздили Средиземноморье, никем не принимаемые, пока не сгинули где-то в морских пучинах.

Якоб фон Виль "Люцернский танец смерти"
Якоб фон Виль "Люцернский танец смерти"

Эта эпидемия чумы по оценкам историков унесла от 30 до 60% населения Европы. Люди умирали целыми городами. Болезнь не знала сословий, забирала и бедных и богатых. Не щадила даже королей. Ее жертвами стали король Кастилии Альфонсо XI Справедливый, наследник византийского престола Андроник Кантакузин, супруга наследника французского престола Бонна Люксембургская, королева Арагона Элеонора Португальская, великий князь Владимирский Симеон Иванович Гордый и другие известные особы.

Смерть и Кардинал; Смерть и Король Гравюра 1485 г., воспроизводящая фрагмент парижской фрески La Danse macabre, 1424
Смерть и Кардинал; Смерть и Король Гравюра 1485 г., воспроизводящая фрагмент парижской фрески La Danse macabre, 1424

Эпидемия оказала огромное влияние не только на демографию, но имела серьезные экономические и социальные последствия. И, конечно, искусство не могло не коснуться этого события. Люди начинают по-другому смотреть на человеческую жизнь, а в живописи, литературе, музыке и театре появляется образ смерти – безжалостной, глумливой и жестокой, перед которой человек бессилен. В европейскую культуру входит тема «Пляски смерти», или Макабр (Данс Макабр). Это аллегорическое изображение процессии танцующих людей, где главным действующим лицом является Смерть в образе скелета.

«Пляска смерти» в  таллиннской церкви Святого Николая (предположительно Бернт Нотке)
«Пляска смерти» в таллиннской церкви Святого Николая (предположительно Бернт Нотке)

Впервые изображение «Данс Макабр» появилось предположительно на стене церкви Невинноубиенных младенцев на парижском кладбище у ворот Сен-Дени. Портал церкви был украшен скульптурным изображением известного тогда сюжета «Сказ о трех живых и трех мертвых». Во время охоты трое молодых джентльменов встречают три трупа, которые говорят им: Quod fuimus, estis; quod sumus, vos eritis ("Какими мы были, такие вы сейчас; какие мы сейчас, такими и вы будете"). Этот сюжет и стал предтечей Данс Макабр.

Никлаус Мануэль "Пояска смерти"
Никлаус Мануэль "Пояска смерти"

На картинах Данс Макабр мы видим хоровод, в котором чередуются живые и мертвые, все они движутся в смертельном танце. В этом танце соблюдается субординация, столь значимая в средневековье: впереди процессии, сразу за Смертью, идет Папа, за ним император и другие представители высшего сословия, а замыкают процессию ремесленники, крестьяне, нищие. Все они объединены общей целью и крепко связаны между собой. Эта танцующая процессия неразрушима, и остановить этот танец невозможно.

Николас Мануэль "Пояска смерти"
Николас Мануэль "Пояска смерти"

Сюжет «Плясок смерти» был широко распространён в западноевропейском искусстве и носил разные названия: Totemtanz в Германии, Danse Macabre во Франции, Ballo della Morte в Италии, Danza de la muerte в Испании, Doodendans в Нидерландах, Dance of Machabree в Англии, Dança macabra в Португалии. Любопытно, что этот сюжет не принадлежал к каноническим церковным сюжетам, и тем не менее был принят церковью. Фрески и скульптурные изображения «Данс Макабр» украшали фасады церквей и монастырей, внутреннее убранство и кладбищенские стены. Кроме того к литературным произведениям на сюжеты «плясок смерти» создавались иллюстрации, на площадях бродячие актеры показывали соответствующие представления, изображение смерти появляется даже на картах. Так на картах таро, созданных для развлечения короля Карла VI Безумного, присутствует скелет с высоко поднятой косой, разящей королей и епископов.

 «Таро Карла VI» или «Таро Грингонье» карта "Смерть"
«Таро Карла VI» или «Таро Грингонье» карта "Смерть"

В Италии были широко распространены бумажные свитки и листы с клеймами, наиболее известны из них Флорентийский манускрипт и Венецианская гравюра, датируемые 1500 годом. Однако, в Италии этот сюжет уступал по популярности другому распространенному на тот момент сюжету – «Триумф смерти», и был в конечном итоге им вытеснен.

Фреска в  церкви Святой Марии в Бераме (Хорватия)
Фреска в церкви Святой Марии в Бераме (Хорватия)

В отличии от «Данс Макабр» в сюжете «Триумф Смерти» Смерть представляется не танцором, а палачом. Ее атрибутами становятся серп, коса, лук и стрелы, копье или дротик. Иногда она держит в костлявых руках песочные часы, символизирующие, что время истекло, она может иметь крылья как у летучей мыши, может быть закутана в плащ, скачет на костлявой лошади или мчится в повозке. Но она все так же безжалостна и не щадит никого.

-9

Средневековые сюжеты «Данс Макабр» и «Триумф Смерти» стали переосмыслением быстротечности человеческой жизни. Образ неумолимой смерти, втягивающей людей в последний танец, напоминает о хрупкости человеческой жизни и невозможности избежать этой участи.

Фреска в Часовня Св. Бернардино в Клузоне (Италия)
Фреска в Часовня Св. Бернардино в Клузоне (Италия)

Этот сюжет имеет и философский подтекст, заставляет задуматься о ценности и смысле жизни. И если до 15 века для европейского христианина смерть была лишь переходом в иную жизнь, то после страшных моров, пронесшихся над Европой, через образ ненасытной Смерти люди начинают переосмысливать жизнь как самодостаточную ценность. Впереди ренессанс с его гуманизмом и антропоцентризмом, когда человек и человеческая жизнь становятся главной вселенской ценностью.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти"
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти"

Тем не менее сюжеты «Данс Макабр» и «Торжество смерти» с приходом ренессанса не исчезли из культуры, напротив, они продолжали оставаться популярными на протяжении веков и по сей день широко используются в искусстве: в живописи, литературе, музыке, кино.

Иероним Босх "Смерть скупца"
Иероним Босх "Смерть скупца"

К этому сюжету в литературе обращались Гёте, Бертольд Брехт, Райнер Мария Рильке, Александр Блок и Валерий Брюсов и другие литераторы; композиторы Ференц Лист, Шуберт, Модест Мусоргский, Камиль Сен-Санс, Густав Малер и Дмитрий Шестакович переосмыслили этот сюжет через музыку. Не обошла эта тема и кинематограф - в заключительной сцене фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» мы видим зловещий Танец Смерти: впереди двигается Смерть, она увлекает за собой и рыцаря Антониуса Блока, и его жену, и оруженосца Йонса, и кузнеца Плуга, замыкает процессию играющий на лютне актёр Скат.

Фильм "Седьмая печать" Пляска смерти
Фильм "Седьмая печать" Пляска смерти

Танцем смерти заканчивается и фильм Вуди Аллена "Любовь и смерть". В фильме Ларса фон Триера "Меланхолия" через Танец Смерти показан Апокалипсис.

Memento mori («помни о смерти»)