Доброго дня. В преддверии очередной годовщины нашей Великой Победы, имеет смысл поднять ряд специализированных тем, посвященных советской авиации того времени. Ближайшие публикации будут нести как чисто информационный, так и аналитический характер. В частности, они затронут отдельные образцы военной техники, специальное авиационное оборудование, а также общую проблематику разработки изделий определенных классов. Сегодня же, мы поговорим о Советской дальней бомбардировочной авиации того времени. В военные годы, на ее вооружении находилось сразу несколько образцов дальних бомбардировщиков, как отечественной, так и зарубежной разработки (поставленных нам в рамках программы Ленд-лиза). К примеру, это такие машины как Ил-4, Ер-2 и Пе-8. Рассмотрим более подробно типовой состав их вооружения и сопутствующее специальное оборудование. При этом, опираться мы будем на менее известный (для простого обывателя) дальний бомбардировщик Ер-2. Конструктивно он представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка", убирающимся шасси и разнесенным двухкилевым оперением. Как показала практика, это оказался не самый удачный наш самолет. Сказалось отсутствие необходимой силовой установки, в результате чего серийное производство (с менее мощными двигателями М-105) быстро свернули. Впоследствии, после ремоторизации (на бомбардировщик в итоге установили дизельные моторы АЧ-30Б, хотя рассматривалось много различных вариантов), выпуск машины возобновили. Однако, при этом, построили только несколько сотен экземпляров (по сравнению с массовым Ил-4, объем производства которого исчислялся в тысячах). Боевое применение машины оказалось весьма ограниченным, а сразу после окончания войны, самолет быстро списали.
Как известно, вооружение бомбардировщиков (как дальних, так и фронтовых) состояло из оборонительного стрелкового вооружения и основного- бомбардировочного вооружения. Состав стрелкового вооружения бомбардировщика Ер-2 (2 М-105) включал в себя три оборонительные установки:
- Носовая установка 5-Т-255 (также как и на бомбардировщике ДБ-3Ф) для обстрела передней полусферы;
- Люковая установка МВ-2 (размещалась на уровне между 18-м и 21-м шпангоутами и оснащалась 7,62-мм пулеметом ШКАС (боекомплект в 1075 патронов) с оптическим прицелом ОП2-Л для обстрела нижней задней полусферы;
- Верхняя экранированная турельная установка ТАТ-БТ с 12,7-мм пулеметом УБТ (боекомплект в 400 снарядов) и коллиматорным прицелом К-8 для защиты задней верхней полусферы.
Оборонительная установка 5-Т-255 располагалась в передней кабине, ее обтекатель как раз и образовывал носовую часть фюзеляжа самолета. Он представлял собой трубчатый каркас обшитый плексигласом. Установка предназначалась для обстрела из 7,62-мм пулемета ШКАС передней полусферы с диапазоном углов в 60 градусов (как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости- по 30 градусов вверх и вниз/вправо и влево). В состав носовой установки входили: лафет с прицелом, приемник с гильзоотводом и звеньеотводом, гибкий рукав, пулемет, мешки для сбора стрелянных гильз и звеньев, а также патронный ящик. Подача патронов осуществлялась непрерывно. Суммарный вес всех элементов с пулеметом и полным боекомплектом (на 550 патронов) составлял около 42 кг. Общая схема изделия приведена на скриншоте ниже.
Как мы видим, состав оборонительного вооружения первой модификации Ер-2, являлся явно недостаточным. После возобновления серийного производства, оно было кардинальным образом переработано. В его состав вошли крупнокалиберные пулеметы и пушки. По бомбардировочному вооружению, возможности машины были следующие. Размещалось оно как на внешних держателях, так и внутри бомбоотсека. Наружная подвеска обеспечивалась с помощью двух бомбодержателей типа Дер-19-20, установленных под центропланом по бокам фюзеляжа. Допускалось использование бомб различного калибра в диапазоне от 100 до 1000 кг (к примеру, ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500 и других). В некоторых источниках отмечается, что была возможна подвеска и бомб малого калибра, при условии применения специального ухвата. Помимо бомб, на данных держателях могли размещать выливные авиационные приборы ВАП-500 (Ссылка на заметку) или универсальные авиационные химические приборы УХАБ-500, которые предназначались для постановки дымовых завес. Непосредственно подъем и крепление бомб осуществлялось с помощью лебедки БЛ-4 с тросом. Конструктивно держатель Дер-19-20 представлял собой вытянутый дюралевый профиль с размещенными на нем механизмами крепления, управления, предохранителя и замками. Его общая схема, с указанием всех основных конструктивных элементов, а также схема загрузки бомбы ФАБ-1000 (для примера) приведена на соответствующих скриншотах ниже.
Внутренняя подвеска бомб осуществлялась на держателях следующего типа. Во-первых, это два двухзамковых кассетных бомбодержателя КД-3-240. Они предназначались для подвески бомб ФАБ-250 или ФАБ-500 в количестве 4 штук. Для подвески бомб меньшего калибра, вместо этих держателей, устанавливалось четыре трехзамковых кассетных бомбодержателя КД-2-240. На них допускалось размещение двенадцати бомб ФАБ-50 или ФАБ-100. Кроме того, внутри бомбоотсека могли установить до четырех авиационных бомбовых кассет АБК-240. Они предназначались для загрузки ампул с зажигательной смесью или мелкокалиберных бомб. Непосредственное управление сбросом бомб осуществлялось с помощью специальных сбрасывателей. Это основной электрический сбрасыватель ЭСБР-5, а также аварийный механический сбрасыватель АСШ-340. Сброс бомб осуществлялся в строгой последовательности и с определенными интервалами. Для прицеливания в дневное время суток (в диапазоне высот с 3000 до 8000 метров) применялся оптический прицел ОПБ-2М. Для бомбометания в дневное и ночное время суток (в диапазоне высот до 3000 метров) использовался ночной коллиматорный прицел НКПБ-3. Максимальная бомбовая нагрузка этой модификации могла достигать 4000 кг. На новом серийном варианте Ер-2 (2АЧ-30Б) состав бомбардировочного вооружения также был пересмотрен. Максимальную бомбовую нагрузку довели до 5000 кг, кроме того модернизировали сопутствующее специальное оборудование.
Какие можно подвести итоги? В военные годы, советские самолеты дальнебомбардировочной авиации, могли оснащаться различной номенклатурой бомбардировочного вооружения, которая позволяла им решать широкий спектр боевых задач. По ходу эксплуатации накапливался необходимый опыт, анализируя который, были сделаны определенные выводы, направленные на проведение комплексной модернизации. Тоже самое касалось и специального сопутствующего оборудования, а также оборонительного стрелкового вооружения. К примеру, для нанесения бомбовых ударов в ночное время суток стали применять коллиматорные прицелы НКПБ-7.
Для справки. Бомбардировочный прицел НКПБ-7. Предназначался для боковой и горизонтальной наводки при бомбометании с горизонтального полета. С его помощью можно было определить непосредственно углы прицеливания. Прицел был рассчитан для эксплуатации в диапазоне высот от 30 до 5000 метров, при скорости полета бомбардировщика от 200 до 600 км/ч. Оптическая часть конструкции прицела состояла из объектива с сеткой, а также отражателя. Его электрооборудование работало от бортовой сети питания с напряжением в 26 В. Вес изделия составлял 3 кг.
Общий процесс совершенствования оборонительного стрелкового вооружения мы рассмотрим в отдельной публикации. Проведенная комплексная модернизация позволила существенно повысить общую эффективность бомбардировщиков к концу войны.