Найти в Дзене
Исторические мелочи

«Офицер» с овального портрета

Очередной «офицер» с очередного зарубежного аукциона, которого аукционные эксперты не смогли опознать. Как мы помним, когда специалисты аукционных домов не могут идентифицировать персонажей портретов XVII-XIX вв. они аннотируют их как «офицеров» - в том случае, если усматривают в изображенном нечто военное, или «аристократов», если ничего военного на портрете они не видят. Поскольку герой нашего сегодняшнего материала изображен в доспехах, эксперты записали его в «офицеры», при этом почему-то XIX (!) века

Парик на голове портретируемого, представляющий собой одну из разновидностей «алонжа», позволяет датировать портрет (или, по крайней мере, период жизни изображенного) концом XVII-первой третью XVIII вв. Как мы прекрасно знаем, рыцарские доспехи на портретах того времени уже являются художественно условностью, признаком полководческого статуса изображенного или его происхождения из правящего дома или, в крайнем случае, высших слоев аристократии. О последнем также также свидетельствует изображенная на портрете мантия с горностаевым подбоем. Да, приношу извинения, ее трудно рассмотреть, поскольку снимок рассматриваемого портрета мне удалось найти только в таком катастрофическом качестве. Но это горностаевая мантия, вне всяких сомнений.

Идентифицировать государственную принадлежность «офицера», а там, возможно, и личность поможет, как часто это и бывает, фалеристика. Из-за качества снимка я даже не могу дать крупным планом соответствующий фрагмент портрета – все расплывается на мутные квадратики – но на шее портретируемого висит цепь Высшего ордена Святого Благовещения (или Ордена Аннунциаты) – награды Савойского дома, правившего в собственно Савойском герцогстве и Сардинском королевстве (оно же Пьемонт).

Вот этот орден

Итак, наш персонаж относится к концу XVII-первой трети XVIII в., имеет высшую награду Савойского дома, изображен в латах и горностаевой мантии, при этом весьма молод. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что он и сам относится к Савойской династии.

Полагаю, на портрете изображен либо король Сардинии и герцог Савойский Карл Эммаунил III (1701-73, на троне с 1730 г.), либо его сын Виктор Амадей III (1726-96, на троне с 1773 г.)

Достоверные портреты Карла Эммануила III

М.Дж. Клементи «Портрет Карла Эммануила III Сардинского», XVIII в.
М.Дж. Клементи «Портрет Карла Эммануила III Сардинского», XVIII в.
Неизвестный художник «Портрет Карла Эммануила III Сардинского», XVIII в.
Неизвестный художник «Портрет Карла Эммануила III Сардинского», XVIII в.

Достоверные портреты Виктора Амадея III

Школа К. ван Савоена (Савойского) «Портрет Виктора Амадея III Сардинского в детстве», 1726-35 гг.
Школа К. ван Савоена (Савойского) «Портрет Виктора Амадея III Сардинского в детстве», 1726-35 гг.
М.Дж. Клементи «Виктор Амадей III Сардинский», около 1740 г.
М.Дж. Клементи «Виктор Амадей III Сардинский», около 1740 г.

Кто же изображен на аукционном овальном портрете – отец или сын? Затрудняюсь сказать. Оба носили знаки ордена Аннунциаты, оба имели похожий разрез глаз. Может быть, некоторый «перевес» имеет вариант отца, поскольку ко времени юности сына в моде были уже более короткие версии парика-алонжа. Но не уверен.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.