Очередной «офицер» с очередного зарубежного аукциона, которого аукционные эксперты не смогли опознать. Как мы помним, когда специалисты аукционных домов не могут идентифицировать персонажей портретов XVII-XIX вв. они аннотируют их как «офицеров» - в том случае, если усматривают в изображенном нечто военное, или «аристократов», если ничего военного на портрете они не видят. Поскольку герой нашего сегодняшнего материала изображен в доспехах, эксперты записали его в «офицеры», при этом почему-то XIX (!) века
Парик на голове портретируемого, представляющий собой одну из разновидностей «алонжа», позволяет датировать портрет (или, по крайней мере, период жизни изображенного) концом XVII-первой третью XVIII вв. Как мы прекрасно знаем, рыцарские доспехи на портретах того времени уже являются художественно условностью, признаком полководческого статуса изображенного или его происхождения из правящего дома или, в крайнем случае, высших слоев аристократии. О последнем также также свидетельствует изображенная на портрете мантия с горностаевым подбоем. Да, приношу извинения, ее трудно рассмотреть, поскольку снимок рассматриваемого портрета мне удалось найти только в таком катастрофическом качестве. Но это горностаевая мантия, вне всяких сомнений.
Идентифицировать государственную принадлежность «офицера», а там, возможно, и личность поможет, как часто это и бывает, фалеристика. Из-за качества снимка я даже не могу дать крупным планом соответствующий фрагмент портрета – все расплывается на мутные квадратики – но на шее портретируемого висит цепь Высшего ордена Святого Благовещения (или Ордена Аннунциаты) – награды Савойского дома, правившего в собственно Савойском герцогстве и Сардинском королевстве (оно же Пьемонт).
Вот этот орден
Итак, наш персонаж относится к концу XVII-первой трети XVIII в., имеет высшую награду Савойского дома, изображен в латах и горностаевой мантии, при этом весьма молод. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что он и сам относится к Савойской династии.
Полагаю, на портрете изображен либо король Сардинии и герцог Савойский Карл Эммаунил III (1701-73, на троне с 1730 г.), либо его сын Виктор Амадей III (1726-96, на троне с 1773 г.)
Достоверные портреты Карла Эммануила III
Достоверные портреты Виктора Амадея III
Кто же изображен на аукционном овальном портрете – отец или сын? Затрудняюсь сказать. Оба носили знаки ордена Аннунциаты, оба имели похожий разрез глаз. Может быть, некоторый «перевес» имеет вариант отца, поскольку ко времени юности сына в моде были уже более короткие версии парика-алонжа. Но не уверен.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.