Представьте, вы — советский гражданин. И вот просыпаетесь вы утром, и понимаете: ваш дом переехал!
В 1930-е в Москве начался настоящий бум переезда домов.
Город расширялся, население росло.
Появлялись масштабные проекты, которым требовалось место, но его не было.
Сносить дома было порой дороже, чем их двигать. А некоторые из передвинутых домов были памятниками архитектуры, их требовалось сохранить.
Вообще, передвижки домов — это не советская инновация: известно о ранних экспериментах еще со средневековья! В 1455 году итальянский инженер Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта Мария Маджоре в Болонье на расстояние более 10 метров.
И в России опыты по передвижкам проводили еще до революции. В 1897 расширяли Николаевскую (ветка до Санкт-Петербурга) железную дорогу в Москве и передвинули двухэтажный дом, который сначала хотели снести.
Здание было совсем новым и принадлежало владелице цементного завода Евгении Ивановне Мак-Гиль. Она решила, что зря даром пропадает новое здание, лучше его просто передвинуть. Причем реализовать эту невероятную идею Мак-Гиль согласилась на собственные средства.
Настоящий бум переездов охватил столицу в 1930-е годы. Для реализации грандиозных планов была организована специальная контора — «Трест по передвижке и разборке зданий». Руководил ею легендарный инженер Э.М. Гендель, работник Метростроя.
Он с коллегами сталкивался с похожими задачами при прокладке тоннелей метрополитена. После создания технологии передвижек в течение нескольких десятков лет в Москве были передвинуты почти 70 домов.
Под руководством Эммануила Генделя инженеры Треста придумали супер инновационную технологию. Для перемещения зданий не требовалось выселять жильцов и обрезать коммуникации. Более того, многие жители движимых домов даже ничего не замечали, принимали душ, говорили по телефону и слушали радио. Но как такое было возможно?
Что это была за технология?
Здание отделяли от фундамента при помощи тросов и строили вокруг основания раму. Эту раму ставили на специальные катки, а само здание двигалось по рельсам при помощи лебёдок. Сзади его перемещению помогали домкраты.
Удивительным было то, что даже если дом ехал по рельсам, в нём горел свет, были вода и отопление. Специалисты просто подключали новую временную систему коммуникаций при помощи резиновых труб. Ход домов по рельсам проводился ночью, и многие жильцы его даже не чувствовали.
Какие передвижки были самыми сложными?
Большое испытание, победившее рекорд по передвижкам — перемещение Савинского подворья на Тверской. Дом уже тогда был памятником архитектуры, его нужно было бережно отодвинуть с Тверской улицы. Но главное — о весил невероятные 23000 тонн. Подготовка к перемещению этого здания длилась долгих четыре месяца. Дом со скоростью десять километров в час был передвинут всего за одну ночь. При этом его жильцы даже не проснулись.
После этого глобальных перемещений зданий в Москве не было. Писательница Агния Барто даже увековечила эту грандиозную работу в произведении «Дом переехал». Книга с ним разошлась огромным тиражом, а стих цитировали и взрослые, и дети.