И стоят заставой, оберегая Святую Русь от супостатов Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вот же, и в мультиках они, и в классической живописи... Но тут, потирая ладошки, крадется другой супостат – шибко умный критик-тролль, который утверждает, что богатыри эти, неразлучная троица, никогда в былинах не встречалась и не билась с врагами.
Где же правда?
Ладно, будем справедливы. Самые прокачанные критики утверждают следующее:
1) С точки зрения истории: реальные прототипы богатырей жили с разбросом в сто лет (Добрыня – при князе Владимире Крестителе, Илья Печерский – при Владимире Мономахе, Александр Попович – вообще погиб в битве при Калке);
2) С точки зрения эпоса: не было такого слаженного трио, неразлучного как три (плюс один Дартаньян) мушкетера, а придумал его художник Васнецов для картины «Богатыри» и все заверте...
Историю позволим себе сразу оставить за скобками, ибо, как уже говорилось на канале, эпос – это самостоятельное художественное произведение, имеющее к истории косвенное отношение.
Итак, три богатыря.
Илья – главный герой нашего эпоса, он его столп, а как побратим великана Святогора – мост от древних, хтонических образов, к человеческим.
Добрыня Никитич, воин-змееборец – не менее интересный и древний образ. И он – крестовый брат Ильи. Именно братанием окончилась их битва при первой встрече.
Алеша... Поповский сын, плут, обманщик, но все же смелый и удачливый воин. И крестовый брат Добрыни. Последний факт мы знаем из сюжета «Добрыня в отъезде» – уезжая на долгие годы, Добрыня говорит своей жене, чтобы в случае его гибели она не шла замуж за Алешу Поповича, потому что он его крестовый брат.
То есть установленный факт крепкой личной связи этих троих у нас есть. Можно сказать, зарегистрированные отношения.
В некоторых сюжетах (например, «Сказание о Соколе-корабле», «Богатырское слово»), где Илья с Добрыней совершают подвиги, Алеша присутствует, но как-то в массовке – среди прочих богатырей их отряда.
Однако в былине «Илья Муромец и сын» (в вариации «Илья Муромец и дочь его») уже все трое стоят на богатырской заставе и с пытающимся въехать в стольный град супостатом(-кой) едут мериться силами по очереди, по нарастающей – Алеша, Добрыня и, наконец, Илья.
Вероятно, именно сюжет с богатырской заставой и мог вдохновить Васнецова на создание полотна.
Все равно находятся специалисты и просто энтузиасты, которые оспаривают состав нашей главной «супергеройской» команды. Главный аргумент – образ Алеши гораздо более поздний, сюжеты с ним – это компиляция других сюжетов и образов, созданная не ранее XVI века. В пользу этой теории говорит то, что рассказ об Александре Поповиче появляется в «Повести о битве на реке Калке» уже в более поздних списках.
Однако другие реальные люди, ставшие прототипами персонажей в сюжетах об Алеше, – ростовский святитель Леонтий (былинный поп-отец) и хан Тугоркан (вероятный Тугарин Змеевич) – жили в XI веке.
Работа с сюжетами русского эпоса порой напоминает филологический детектив. Часто исследователи могут лишь предполагать, где вольность в пересказе наслоилась на подлинную древность, а где налицо заимствование более поздней эпохи. Доказательствами могут служить исторические сведения (археологические исследования, летописи и т.п.), а также распространенность того или иного образа или мотива в определенный век, эпоху – например, змееборчество.
В эпоху Раскола и церковных реформ неблагонадежное происхождение из семьи попа сыграло с Алешей злую шутку – в Сибири выжила версия былины, где на бой с Тугарином отправляется не он сам, а его парубок (оруженосец) Еким.
Этот сюжетный поворот словно окончательно приводит Алешу к образу трикстера и антигероя – в купе с попыткой увести жену у Добрыни, распространением слухов о его смерти, подлогом краденой чарки невиновному паломнику, отказавшему княгине Апраксии, сожительством с сестрой братьев Збродовичей и последующей сдачей ее братьям...
И вдруг он – один из главных защитников народа? Не пора ли развенчать?..
Но, во-первых, плох тот геройский сюжет, где нет трикстера и антигероя.
Во-вторых, Илья сам в былинах устраивал перебранки на пиру и сшибал церковные купола, обидевшись на князя Владимира. А в некоторых поздних сюжетах его отодвигает на задний план племянник... Ермак Тимофеевич. И сам идет биться с войском поганого царя Калина.
Академические публикации стали началом консервации русского эпоса. Массовое, научно и художественно оформленное представление о нем сделалось нерушимым каноном. До того эпос был вполне живым, оставалась возможность для творчества сказителей, для богатства вариаций, альтернативных сюжетов и вселенных, в конце концов.
Так что, даже если у историков и фольклористов есть сомнения относительно Алеши Поповича, то писатели, художники и режиссеры сомневаться не обязаны. Кого-то в наши дни смущает, что боги и герои Эллады в глубочайшей древности, в эпоху зарождения культов, представлялись совершенно иными, чем то, какими их изобразили Гомер, Еврипид и пр.?
Когда речь идет о выборе символов дня сегодняшнего, только мы сами решаем, что именно возьмем из прошлого.
Поэтому стоят на заставе поповский сын Алеша, княжий сын Добрыня и крестьянский сын – Илья Иванович...
А если появятся новые интересные версии, это будет означать, что эпос все еще жив.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)