Мнение психологов
На днях депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова предложила премьеру Михаилу Мишустину платить школьникам за успеваемость. Деньги будут начисляться детям на «Пушкинскую карту». «Эксперимент с выплатами может повысить успеваемость молодежи», — считает Скрозникова. В качестве аргумента она привела результаты исследования канадского университета, который пришел к выводу, что финансовое стимулирование помогает эффективнее учиться. Решили выяснить у психолога, так ли это на самом деле, и мотивирует ли материальное вознаграждение детей?
ЕКАТЕРИНА ВЕРЧЕНОВА, психотерапевт, автор тренинговых программ по личностному росту, специалист в области психодрамы, телесно-ориентированной терапии, супружеского консультирования и кинотерапии:
– С точки нейропсихологии и психологии, когда вопросы касаются школы, мы всегда говорим о важной составляющей успеха — формировании внутренней мотивации. А как она формируется? Без опоры на внешние, в том числе материальные факторы. И здесь есть некое противоречие. На что может опираться школьник в своей мотивации хорошо учиться? Прежде всего на интерес — главную движущую силу любого учебного процесса.
Поэтому здесь важно задуматься не о материальном стимулировании, на мой взгляд, а о формировании заинтересованности у ребенка: расширить проектную деятельность, увлечь его подачей материала, ставить перед ним задачи, посильные для его возраста. Если говорить про внешние стимулы, то, вполне возможно, они будут некоторое время работать, но если обучение перейдет в формат зарабатывания, то это будет не очень приятный расклад.
Почему?