Найти в Дзене
Христианская Газета

Говорить об этом не стыдно


«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж’ину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Так случилось, что наша страна культурой секса не отличалась никогда. А если говорить более детально – психология половых отношений была чуть ли не запретной темой для обсуждения. Притчей во языцех всемирного масштаба стало категоричное заявление одной россиянки американской общественности: «У нас секса нет!» Да и сам-то термин «секс» появился в нашем обиходе не более двадцати лет назад. До сих пор это слово коробит добропорядочных старушек, а молодежь по причине своего невежества относит его к разряду жаргона. Между тем «секс» в переводе с английского означает «пол, половая принадлежность, половые отношения». Казалось бы, ничего вызывающего, но...
Кстати, для тех народов, у которых мы позаимствовали этот термин, секс – такое же нормальное явление, как все остальные человеческие инстинкты. А сексология воспринимается населением как наука, а не руководство по порнографии. Мнения о целесообразности гласности в отношении данной темы все еще разделяются, потому что тема полового образования – одна из самых деликатных. В то время как ее обсуждение упорно табуируется отдельными конфессиями, общество сводит весь секспросвет к сальным анекдотам, порнографическим изображениям, контрацептивам, самым популярным из которых остается аборт. При этом одни мамы восторгаются «раскрепощенностью» своих детей, другие всеми средствами загоняют их в жесткие рамки. И то и другое – недопустимые крайности.
Нужно ли половое воспитание? Если да, кто должен им заниматься?
Светлана 24 года, менеджер:
– Конечно, нужно. Идеально, когда это могут делать родители. Но таких, по-моему, мало. Поэтому должны быть специальные организации, хорошая литература, телефонные горячие линии и т.д. Дети должны знать правду о сексе до того, как услышат это в искаженной форме где-то на улице, от ровесников. Мы с мамой на эту тему почти не разговаривали. А надо было.
Ирина, 44 года, домохозяйка:
– Наверное, нужно. Хотя я сама с детьми об этом не говорила, как-то не принято было. Сейчас дети выросли, сказать, что у них какие-то психологические или сексуальные проблемы, я не могу – не знаю. Но чувствую, что обделила их чем-то, когда в свое время не придала значения такому важному моменту в их жизни, как переходный возраст.
Елена 43 года, домохозяйка:
– Специальных бесед с детьми мы не проводили, но вопросы пола обсуждались. Просто все было ситуативно, а не в виде лекции. Наши дети выросли в церкви, их у нас восемь. Вполне благополучные, по Божьей милости. Телеканалы в нашей семье не смотрят – только видео. Очень важен личный пример родителей – дети всегда были свидетелями уважительных отношений между мужем и мной. Думаю, полностью оградить детей от негативных сцен в жизни не удастся, но, если они что-то и увидят непристойное, они уже способны понять, что это неправильно, нехорошо и это не для них.

Человек не создан однополым существом. Стало быть, отношения между полами есть, инстинкт продолжения рода есть. Значит, говорить о нем нужно. Вопрос только в том, как это делать и когда?

СИБЕЛЕВА Е.Н. психолог государственного учреждения здравоохранения «Центр планирования семьи и репродукции».
– Кто должен заниматься половым воспитанием ребенка? Семья? Школа? Специальные учреждения?
– Чаще всего семья не занимается половым воспитанием, потому что родители не знают, как говорить с детьми на эту тему. Ведь сегодняшние родители сами выросли в то время, когда разговоры о сексе обходили стороной. В половине случаев эти родители в свое время получили информацию на эту тему путем проб и ошибок. Поэтому они и не могут дать своим детям правильных знаний о взаимоотношении полов. Но ведь это не умаляет интереса детей и подростков. И интерес этот подогревается СМИ, фильмами, ТВ передачами. Молодые люди охотно смотрят эти передачи, только информация в них не всегда правдивая. В 13-16 лет, когда у мальчиков начинается гормональная перестройка, у них повышается естественный интерес к вопросам сексуальности. Наш центр как раз и работает по программам полового образования. Потому что сами подростки говорят, что хотели бы получать информацию не в своем учебном заведении, а в специализированном учреждении, где можно открыто поговорить, задать интересующие вопросы.
– Каким образом подросток может попасть к вам на консультацию?
– Наши специалисты читают лекции в школах, колледжах и вузах. Кроме этого, подростки сами приходят в наш центр на индивидуальные беседы.
– Как Вы считаете, не преувеличена ли роль секса? Не слишком ли много о нем говорят сейчас?
– Проблема не в преувеличении секса, а в грамотной подаче информации. Она должна быть строго дозированной, соответствовать возрасту ребенка.
– В каком возрасте ребенку следует знать о том, как он появился?
– Когда он задает вопрос об этом. Родители должны ответить честно и искренне. Ребенку 4-х лет достаточно сказать, что, когда папа и мама любили друг друга, у мамы в животе появился ребенок, который родился через 9 месяцев. Такой ответ доступен пониманию ребенка этого возраста. Важно, чтобы родители не игнорировали вопрос ребенка и уже тем более – не отмахивались от него: тебя это не касается, рано тебе еще и т.п. Поступая так, родители сами толкают ребенка к тому, что он будет искать ответы на подобные вопросы на улице, среди сверстников и получать их часто в грубой, неприемлемой форме. Пятилетнему малышу не будет интересна техника и все подробности, связанные с тем, как он появился. Он будет удовлетворен информацией о том, что он «появился в животике у мамы, родители любили его, и он был желанным».
– Каковы последствия неправильного преподнесения информации?
– Безграмотность в этом вопросе чревата загубленной судьбой ребенка. Из детей, не получивших должного полового образования, часто вырастают замкнутые личности, способные совершать преступления на сексуальной почве.
– Говоря на данную тему, нельзя обойти такой момент, как стиль одежды. Нынешняя мода особенно претендует на сексуальность, предлагая очень короткие юбки, открытый живот. Что делать с этим? Нужны ли какие-либо правила в отношении манеры одеваться хотя бы в школе?
– Наверное, лучше всего - это школьная форма. Хотя и здесь, вероятно, есть минусы. С одной стороны, обязательная для всех форма – это удобно для детей из семей с низким доходом. Все знают, что социальное расслоение по материальному признаку среди детей негативно сказывается на психике тех детей, которые не могут себе позволить хорошо одеваться. С другой стороны, когда все выглядят абсолютно одинаково, тоже не очень хорошо в эстетическом смысле. Предположения о том, что короткая юбка может стать соблазном для юношей, неоправданны. Во-первых, короткая юбка может быть короткой по-разному: чуть выше колена или же чуть ниже талии. Конечно, предпочтительней первое. Во-вторых, данный стиль одежды перестает быть редкостью, он воспринимается спокойно, как норма. Если же девочку-подростка сегодня отправить в школу в старомодной одежде, она будет комплексовать. А это травма для психики. Во всем нужно чувство меры. И девочкам следует помнить, что они привлекают к себе внимание противоположного пола не столько одеждой, сколько поведением: жестами, мимикой, речью, манерой общаться. Как в хорошем смысле, так и в плохом.
– Было бы полезно, на ваш взгляд, наличие религиоведческих дисциплин в школах с целью изучения доктрин мировых религий?
– Сейчас ведь во многих школах вводится предмет «История религий». До революции Закон Божий, как известно, изучали в обязательном порядке. Отменили изучение Слова Божьего – начались проблемы в половом воспитании. Думаю, от приобщения детей к духовным знаниям хуже не будет никому, а только лучше. Половая воспитанность – это часть нравственности, которая, как все знают, находится в состоянии упадка.

От этого самого упадка и все беды. За сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие, духовные, ведь многое в поведении личности определяется предшествующим воспитанием в целом. Сексологическое невежество – лишь часть общей безграмотности. Родительский долг – оберегать жизнь своего ребенка, охранять детскую чистоту и невинность. Официальная медицина предлагает научить детей правильно предохраняться – это спасет их от многих неприятностей. Но это все равно, что научить их «правильно воровать, убивать» и т.д. И как быть доктору, который вынужден направлять на прерывание беременности малолетних «женщин», если закон на стороне пациентки? Ведь если запретить легальные аборты, на смену им немедленно последуют аборты нелегальные, с высоким процентом смертельных исходов. Еще больше новорожденных будут находить в мусорных контейнерах. Очень печально, что законы нашего государства идут вразрез с законом Божьим, который провозглашает внебрачную половую связь грехом. «Блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4).
Требование моральной чистоты и самодисциплины, апелляция к правилам приличия, к нравственности, основывающиеся на библейском учении, – вот самый верный подход как к данной проблеме, так и к воспитанию в широком смысле.
Мариет Кочтюрк