Все ли дети должны идти в школу в 7 лет, можно ли самостоятельно определить готовность ребенка к первому классу и что будет, если он «пересидит» в садике, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Определить готовность
Будущих школьников, которые в сентябре сядут за парты, к новому жизненному этапу стоит готовить уже сегодня. Только непосвященные думают: раз ребенку исполнилось 6 лет, а уж тем более он научился читать, шагом марш в школу! Но все не так просто. Если неподготовленное дитя отдать в первый класс, проблем не избежать. Определяют эту готовность психологи детского сада. Специалисты смотрят на три показателя развития: психический, физический и личностный (мотивационный).
— На первом этапе определяю уровень общей осведомленности воспитанников: как зовут родителей, в какой стране и каком городе мы живем, что за пора года за окном… Затем подключаю задания на мышление, память, речь, мелкую моторику, — говорит педагог-психолог санаторного детского сада № 559 Диана Затирка. — Определяю и личностное развитие, самооценку ребенка. По результатам составляю рекомендации для индивидуальной работы с каждым подопечным. Провожу и подгрупповые занятия для ребят с низким и высоким уровнем выполнения заданий. Для воспитанников из специальных групп с тяжелыми нарушениями речи мероприятия проходят в форме путешествия. После на консультации приглашаю родителей.
На втором этапе добавляются задания на воображение, уровень притязаний к себе, мотивационную готовность к школе. Сравнивая показатели первой и второй ступени, педагог-психолог анализирует, стоит выпускнику идти в школу или нужно задержаться в садике еще на год.
— С точки зрения психологии общая готовность к школе у ребенка формируется примерно к семи годам. Однако нет однозначного ответа на вопрос: «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» Все дети разные. Даже при высоком уровне знаний детсадовский выпускник может «не дозреть» до первого класса: не удерживает внимание на задании, отвлекается, не запоминает инструкцию, у него не получается ее проработать, — отмечает Диана Затирка. — Поэтому, если психолог и педагоги группы советуют повременить со школой, следует прислушаться. Не надо спешить и за компанию с соседкой определять дитя в первоклассники. Конечно, все индивидуально, но в этом случае есть вероятность, что ребенку будет тяжело адаптироваться к условиям школьного обучения.
Родители могут и самостоятельно оценить, готово ли их чадо стать первоклассником, приобретя методики и тесты на психическую и умственную готовность к школе. Что касается физиологического развития, то оно тесно связано с психоэмоциональным. У будущего школьника происходит большой скачок роста: вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Проверить это можно, проведя филиппинский тест. Попросите ребенка поднять правую руку над головой и, не наклоняя ее, полностью накрыть левое ухо, а затем — наоборот. Не получается — школьный костюм покупать рановато. О физиологической готовности свидетельствует и смена зубов.
В странах Азии, например, считается: если перед начальной школой часть молочных зубов сменилась на коренные, малыш «вошел в разум» и способен отвечать за свои поступки.
— Все же лучше за консультацией обратиться к специалисту, — советует педагог-психолог. — Например, воспитатель группы видит, как подопечный ведет себя с ребятами, справляется на занятиях, реагирует на неудачи. Порой ребенок в учреждении образования и дома — это два разных человека. Мама жалуется: «Дома дочка меня не слушается и даже огрызается!» А в коллективе она тихая и спокойная девочка. Поэтому мнение родителей немного субъективно.
Теперь я первоклашка
Принято решение идти в школу — важно помочь ребенку приспособиться к новым условиям.
— Мое первое высшее образование — учитель начальных классов. По опыту знаю, как непросто даже самым подготовленным и мотивированным ребятам на этапе адаптации в школе, — говорит Диана Затирка. — Многие в прямом смысле спят на уроках, не выдерживая нагрузки. Поэтому важно установить четкий распорядок дня, соблюдать часы труда и отдыха. Но для того, чтобы облегчить жизнь ученику и помочь легче влиться в новую роль, вовсе не обязательно все делать за него. Родители должны быть опорой, доверять, направлять, а не контролировать или указывать. Позвольте детям быть самостоятельными: пусть соберут портфель, подготовят вещи. Так мы тоже развиваем личность. Если вы станете учителями своему ребенку, то кто ему будет мамой и папой?
С кружками и секциями на стадии адаптации стоит быть аккуратными. Дополнительное образование, конечно, расширяет кругозор и даже формирует ответственность, но это лишняя нагрузка, которую первоклашка не всегда потянет. Специалисты советуют ориентироваться на желание ребенка, а не отдавать чадо в теннис только потому, что папа в детстве мечтал им заниматься.
— Многие родители хотят, чтобы их дети успевали в учебе, посещали разнообразные кружки и факультативы, были собранными и аккуратными. И везде справлялись на отлично, — перечисляет психолог. — Но это почти невозможно. Лучше стремиться, чтобы у ребенка была здоровая психика и вера в себя. Трагедия не в том, что первоклашка намазал в чистовике. Что будет с самооценкой человека, когда он изо дня в день слышит: «Вот Ваня молодец: он контрольную лучше написал! А Маша на олимпиаде победила, а ты?»
Не хочу, не буду
— А как быть, если семилетка к школе не проявляет никакого интереса? — спрашиваю у собеседницы.
— Хорошо бы попасть туда на экскурсию, — советует Д. Затирка. — В нашем детском саду водим выпускников в ближайшее учреждение образования для знакомства. Нам показывают библиотеку, классы, как проходят уроки. Ребятам очень нравится. Дома можно почитать рассказы или посмотреть фильмы о школьной жизни.
— Не опасно ли в этом случае «передержать» ребенка в дошкольном учреждении? Если он читает, пишет, считает, не будет ли ему скучно в первом классе?
— Поверьте моему многолетнему опыту: скучать ребятам не придется, — уверяет психолог. — Я еще ни разу не слышала от родителей, чьи чада якобы пересидели в детском саду, что теперь в первом классе им нечего делать. Сегодня ориентация в школе идет не на слабого ученика: программа очень насыщенная. А читающими и пишущими ребятами в первом классе уже никого не удивишь. К тому же это не самые важные показатели успешности в освоении программы.
Фото Алексея Столярова