Найти тему
Спираль времени

«Было много "самострелов", особенно подо Ржевом: но их выдавала одна деталь!»- воспоминания фронтового врача СССР

В 1939 году Татьяна Журина перешла с третьего курса медицинского училища в Куйбышевскую военно-медицинскую академию. Это был очень конкурсный процесс, и лишь небольшое число исключительных студентов было отобрано на тот же третий курс. Когда началась война, Татьяна досрочно окончила академию и была направлена в армию в качестве врача.

На пятом курсе весь класс был срочно выпущен из академии. Их спросили, кто хочет пойти на фронт, и, к ее удивлению, все до единого студенты выступили вперед, желая служить своей стране. Татьяна вспоминает, что ни у кого из них не было колебаний.

Во время службы на Калининском фронте, под Ржевом, Татьяна получила большую практику в проведении различных медицинских процедур, таких как переливание крови и остановка кровопотери. К сожалению, во время ее службы кровь была в дефиците из-за нехватки транспорта, инструментов и оборудования, необходимого для определения резус-фактора. Снабжение кровью стало улучшаться только на второй год войны.

Татьяна работала в 451-м отдельном медицинском санбате, в 1-м медицинском пункте, примерно в 6-8 км от линии фронта. Наряду с бойцами и командирами ей приходилось помогать и немецким пленным, которых считали ценными.

Был один мальчик лет двенадцати, который постоянно находился рядом и не хотел уходить. Его ругали, пытались отправить в тыл, но он каждый раз возвращался. В конце концов, ему разрешили остаться.

Будучи членом хирургического отделения, Татьяна видела все виды ранений у солдат, которых лечила. В округе было много разрушенных домов, и однажды, когда она грелась в одном из домов, взорвалась мина. Татьяна была единственной, кто выжил.

Татьяна и ее коллеги несколько месяцев подряд работали в боях под Ржевом, где лечили бесчисленное количество раненых солдат. Людские потери и раненые в этом районе были огромными, и Татьяна помнит, как все работали очень тяжело в течение нескольких месяцев, пока 369-я стрелковая дивизия не была полностью истощена.

Как только медико-санитарная часть, в которой работала Татьяна, попала в окружение, она и другие врачи работали над тем, чтобы вывезти с собой сотни раненых. Татьяна и ее команда проводили операции круглосуточно, и нередко в любой момент три бригады по два врача проводили срочные операции.

Татьяна хотела вести учет операций, в которых она участвовала, но, записав более 300, вынуждена была прекратить, чтобы продолжить работу в госпитале. Она видела много трагедий, когда приходилось ампутировать конечности, чтобы спасти жизнь, причем у многих солдат не было другого выбора, кроме как идти на операцию.

В медико-санитарном батальоне было много случаев самоповреждений. Эти случаи представляли особый интерес для спецподразделений, так как могли раскрыть информацию о противнике. Татьяна и ее коллеги часто видели ранения левой руки, которые вызывали большие подозрения и проверялись и документировались следователями.

-2

После десяти дней окружения Татьяне и ее команде наконец удалось вырваться на свободу. Они передвигались только ночью, днем прятались в ямах, воронках и оврагах. Чтобы выжить, они ели только конину и убивали раненых лошадей. В конце концов им удалось выбраться, и Татьяна и другие врачи продолжали работать каждый день.

Пенициллин стал доступен только в 1943 году и некоторое время использовался ограниченно. Несмотря на это, крови, плазмы, лейкоплазмы и эритроцитарной плазмы было достаточно для обеспечения врачей, работающих в полевых условиях. Санитарная авиация также прилагала все усилия, чтобы поддержать врачей, работающих на фронте.

Англо-американские войска также оказали большую поддержку Татьяне и ее команде. Она помнит консервы под названием "Бекон", которые состояли из тонкой свинины, завернутой в кружочки. Союзные войска также предоставляли печенье, шапки, униформу, шинели и автомобили, а также некоторые импортные медикаменты.

Во время войны Татьяна работала невероятно долго и тяжело, и она и ее коллеги часто спали очень мало. Даже после того, как их дивизия была разгромлена, Татьяна и другие врачи продолжали неустанно работать.

-3

К сожалению, медико-санитарный батальон также понес потери. Во время работы с Татьяной погибли фельдшер и медсестра. Но даже раненые солдаты, о которых заботились врачи в госпитале, были благодарны и всегда стремились помочь, чем могли.

После окончания войны Татьяну демобилизовали, так как заболела ее дочь. Она вышла замуж за врача Глеба Андреевича Голубчикова и сменила фамилию. Татьяна была сильным, целеустремленным врачом, пожертвовавшим многим, чтобы помочь нуждающимся во время войны.