Сколько у Вас в бизнесе проектов открыто или закрыто, а сколько выполняется «проектов» в рутине?
Сколько проектов реализуются до конца, а сколько проектов пропадает от взора так как там ничего не получилось? Помимо проектов есть ещё и функциональные обязанности, задачи, «тушение пожаров» и так далее.
Это трудные вопросы для любого уровня руководителей и акционеров так как подразделения в бизнесе – это «чёрный ящик». Что-то и от куда-то поступает в подразделение, там что-то происходит, а потом на выходе что-то получается (будем считать, что это «результат» труда). Самое удивительное, что каждое подразделение считает свой труд самым ценным, а все остальные – это бездельники. Да, да, так и говорят.
И вот как трудовую деятельность измерить чтобы все подразделения понимали о своём вкладе в конечный результат без разногласий? Финансовая отчётность, хорошие отзывы клиентов, своевременная налоговая отчётность …?
Мы с Вами уже знаем, что без культуры непрерывных улучшений не построить эффективную производственную бизнес-систему. Для осознания, мы узнали:
- историю применения лучших практик в бизнесе и какой путь выбрать;
- о необходимости обучения сотрудников чтобы сделать фундамент для самореализации таланта сотрудника.
Теперь пришло время поговорить о практике – проектная деятельность.
Проектную деятельность будем рассматривать системно без теории, только суть и фундамент этой деятельности. Зная суть и фундамент, дальше уже можно улучшать подходы, методики и так далее с вовлечением всех сотрудников бизнеса и даже акционеров.
Забегу вперёд – чтобы система работала, необходимо обязательно при трудоустройстве руководителя (любого уровня) закладывать в его деятельность время над улучшениями. Да, без этого не обойтись так как руководителя нанимают для организации результата. Но мы та с Вами знаем, что есть «потеря № 0» (создание видимости работы) и многие сотрудники в компании овладели этими навыками в совершенстве. Результат есть всегда, даже отрицательный результат -это результат. Но с какой эффективностью этот результат был достигнут и какой ценой, никто Вам не скажет. А нам необходимо выстраивать такую систему, чтобы всё работало как единое целое! 20% трудового времени на улучшения будет достаточно руководителю. Главное руководителя и его команду в этом поддержать. Иначе, Ваши руководители будут просто функциями и просит о повышении производительности, новых подходах управления, повышения квалификации и так далее - нет смысла.
Что бы проекты по улучшениям появлялись, нам необходимо создать условие для всех сотрудников:
- для рядовых сотрудников и специалистов – это предложения по улучшению:
- для бригадиров, линейных руководителей, ведущих и главных специалистов – это экспресс-проекты;
- для руководителей среднего звена и выше – это личные проекты.
Для каждого направления есть денежные вознаграждения, но получить их можно за фактический результат.
Историю развития системы непрерывных улучшений, проектной деятельности и так далее, писать я не буду для экономии Вашего времени. Рекомендую это просто посмотреть в Интернете по следующим запросам – рационализаторство, проектный менеджмент, Agile, Кайдзен деятельность …
Теперь, поговорим о том, что же это такое – предложение по улучшению, экспресс-проект, личный проект.
Предложение по улучшению – это любое предложение от сотрудника, внедрение которого позволит устранить потери или издержки в процессах, повысить производительность, безопасность труда, качество выпускаемой продукции, эффективность бизнес-процессов Общества. Основными критериями предложения по улучшению являются – полезность, новизна, есть решение. В приоритете должны быть мелкие, простые, легко реализуемые предложения по улучшению. По результатам реализации предложения по улучшению может быть достигнут прямой или косвенный экономический эффект, а также эффект, выражаемый не в денежной форме (улучшение условий труда, повышение качества продукции и т.д.). Тем самым, предложение по улучшению дают возможность активировать творческую деятельность сотрудников. Кто-то скажет, что в компании и так всё улучшается без оформления предложений по улучшению – долой бюрократию. Пусть будет так, но когда возник потребность измерить вовлечённость (можно это ещё добавить к лояльности) сотрудников бизнеса, то тут у Вас материалов и не будет. Поэтому, всё будет на словах и по памяти повидавших какие-то улучшения.
Личный проект - проект, направленный на улучшение показателей (безопасность, повышение качества. повышение производительности., снижение затрат, разработка новой продукции или применение новых технологий изготовления) бизнеса, реализуемый лидером и командой проекта, защищённый перед директором или топ-менеджментом. Только не путайте задачи и поручения непосредственного руководителя или директора с проектами так как они не являются причиной открытия личного проекта или экспресс-проекта.
Личный проект – это не просто какие-то там мероприятия по достижению какой-то эффективности - результата. Это нечто большее. И это большее проистекает от слова «личный»: как намерение отдельной взятой личности сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше (предприятие, отдел, цех, бригада) и более эффективными. Личный проект по силам людям с большой личной силой. Они всегда есть в компании, но не так много, как хотелось бы. Просто, пока, некоторые из них не нашли свою сильную идею, свой Личный проект, который позволяет обрести веру, а вслед за нею и несгибаемое намерение реализовать идею - действительно стоящее дело. Сильную идею для Личного проекта найти не просто. И порой в этом приходиться помогать руководителям. Обучать, «вытаскивать из операционки», встряхивать - очнись, посмотри на свою жизнь и работу «не локально, а насквозь», расширь свое восприятие, найди свое место, свою идею, свой личный проект. Порой, я задаю вопрос своим коллегам: «Ради чего ты работаешь?», «Я работаю, чтобы что?» и очень часто слышу ответ: «Ради заработной платы». Потом подумают, некоторые, добавляют: «Нет, конечно я хотел бы реализовать себя» … или «мне важно быть востребованным» … или «мне важна интересная работа» …У каждого есть шанс стать лидером... Лидер, это тот, кто создает новую реальность. Не мечтает и не говорит, а создаёт. Любая новая реальность изначально непонятна. Отсюда понятно жёсткое сопротивление устоявшиеся системы. Начинается соревнование между пулей и бронёй. Если человек способен преодолеть наисильнейшее сопротивление системы, то у неё появляется шанс получит новые вектора развития и повысить свою ценность на рынке труда. На такой шаг может решиться только лидер. Лидер – это человек, который ведёт за собой людей и берёт ответственность. Если в человеке есть чёткое видение будущего в Личном проекте, то людям свойственно примыкать к нему. Он задает, а не следует. Лидерство не ограничивается руководством людей. Очень часто под лидерством понимают умение руководить. И очень часто тот, кто умеет руководить, не является лидером. Я знаю очень многих эффективных руководителей, при этом не ощущаю их лидерами. Система дает им силу и энергию, и они умело ими пользуются, манипулируют, хитрят. Лидер Личного проекта знает, чего он хочет. Ему нет необходимости конкурировать и занимать первые места. Есть много сотрудников в бизнесе, среди них есть такие, у которых золотые руки. Есть множество руководителей, но только единицы могут вовлечь персонал в трансформацию.
Экспресс-проект - это проект, направленный на улучшение показателей подразделения, реализуемый лидером и командой проекта, защищённый перед вышестоящим руководителем подразделения. По сути, это возможность по проектной деятельности для линейных руководителей, бригадиров, главных специалистов. Мало чем отличается от Личного проекта, просто меньше масштабы.
Вот такое у меня сложилось понимание лидерства за годы работы в развитии производственных систем и общении на каждом уровне с сотрудниками компаний и топ-консультантами/менеджерами. Не надо зацикливаться на креативных кризис менеджерах и консультантах. Лучше делать ставку на повсеместное развитие лидерства по всем направлениям бизнеса. Если в системе есть механизмы, развивающие лидерство (предложение по улучшению для сотрудников, личный проект для руководителя и малое лидерства среди сотрудников), то система получит новое качество, качество саморазвития и формирование культуры непрерывных улучшений…
Создав эффективную систему, Вы реализуете подход вытягивания инициатив (снизу вверх и сверху вниз), а не выталкивания (добровольно-принудительная система). И для себя Вы забудете фразу – верхи не могут, низы не хотят – это будет уже мифом.
И чуть не забыл, сколько бы Вы не платили сотрудникам за улучшения, помните - добро за деньги не купишь.
В комментариях под постом в телеграм-канале я разместил стандарт по выстраиванию системы непрерывных улучшений - https://t.me/BSTalks/467. Он описан, если у Вас нет автоматизации. Если есть автоматизация, то просто немного исправите описание.