Недавно сходила в музей-квартиру Некрасова и задумалась, что древние римляне не создавали (а жаль!) мемориальных музеев выдающихся личностей. Для них мемориалом была память человеческая, которую они воплощали в виде историй и позднее архитектуры.
Тут интересно, что для времени Республики важным для народа были военные и гражданские подвиги, которые в эпоху Империи в силу разных причин утратили такое всеобъемлющее значение. И на первый план вышли другие благодеяния для народа, связанные больше с его бытовым комфортом. В топографии столицы появляются, например, названия частных садов, открытых их владельцами для общественности (это я неделю назад читала лекцию о римских архитектурных садах). Причем сад сохранял имя благодетеля многие десятилетия спустя его смерти, даже перейдя в собственность других людей (часто императорскую).
Друг Августа Агриппа (тут надо отметить и его военные победы) многое в Риме благоустроил или построил: акведуки, термы, сады, храмы и пр. Под его большую строительную программу попало даже Марсово поле. Термы и сады Агриппы горожане долго еще вспоминали с благодарностью.
Впрочем, память можно было и купить, дав имя "тостуемого" общественному сооружению. Август так поступил с памятью Марка Клавдия Марцелла, племянника Августа. Он сына сестры действительно любил и имел на него политические планы, которые спутала ранняя смерть Марцелла. Памятью молодого политика - ко времени смерти от болезни Марк уже успел побывать эдилом и устроить игры, о чем упоминает Плиний Старший, - стали библиотека Марцелла (построила мать, Октавия) и театр Марцелла (построил Август).
Кстати, не менее интересно и то, что Агриппа занимался строительством за свой счет, - это особо подчеркивается в дошедших до нас источниках. Очевидно, что этот факт упомянут не просто так (его распространение дело рук не только народной молвы) - ведь огромные средства, потраченные Агриппой на его стройки, ему не дедушка оставил. Надо думать, с проскрипций и с, например, обвинения Гая Кассия не так уж мало обломилось.
Не зря Цицерон в речи в защиту консула Мурены отмечал, "ненавидит римский народ роскошь у частных лиц, а пышность в общественных делах ценит". Август эту народную скрепу поставил на службу своей идеологии, включив в эту работу и Агриппу, и деньги, отжатые у политических противников. При этом, если внимательно посмотреть на списки сооружений Агриппы и Августа, то можно заметить, что Агриппа приложил руку к постройкам бытового назначения и развлекательного характера, а за Августом остались сооружения, работающие на внутреннюю политику (триумфальные арки, форум, храмы, базилика).
А вообще жаль, что мемориального музея в месте проживания Юлия Цезаря или Августа нет. Светоний дом Октавиана описывал как совершенно не богаческий: "Жил он сначала близ римского форума, над Колечниковой лестницей, в доме, принадлежавшем когда-то оратору Кальву, а потом — на Палатине, в доме Гортензия; но и этот дом был скромный, не примечательный ни размером, ни убранством, — даже портики были короткие, с колоннами альбанского камня, а в комнатах не было ни мрамора, ни штучных полов. [...] Если он хотел заниматься тайно или без помехи, для этого у него была особая верхняя комнатка, которую он называл своими Сиракузами (почему, кстати, так и не стало понятно - ни в 20 веке, ни в 21-м) и "мастеровушкой"; тогда он перебирался или сюда или к кому-нибудь из вольноотпущенников на загородную виллу, а когда был болен, ложился в доме Мецената. [...] Больших и роскошных домов он не терпел, и даже стоивший немалых денег дворец Юлии младшей приказал разрушить до основания. Собственные виллы, очень скромные, он украшал не статуями и не картинами, а террасами и рощами, и собирал там древние и редкие вещи..."
А чуть дальше Светоний пишет: "В простоте его обстановки и утвари можно убедиться и теперь по сохранившимся столам и ложам, которые вряд ли удовлетворили бы и простого обывателя". Причем пишет он это через сто лет после смерти Августа. Значит, где-то на Палатинском холме спустя такой долгий срок сохранялась часть обстановки его жилища. А Светоний мог иметь туда доступ, потому что года три заведовал корреспонденцией императора Адриана.
В общем, музей-квартира Октавиана Августа выглядела бы довольно скромно. Тут, к слову, никогда не знаешь, где у тиранов свое, внутреннее, а где - нужное для создания образа у народа.
А что же в Помпеях? По причине почти полного отсутствия Помпей эпохи Империи в источниках (за исключением пары слов у Тацита про погром в амфитеатре) ничего о городских названиях в них мы не знаем. Возможно, арки на Гражданском форуме имели посвящения императорам (за что одна из них поплатилась, когда Нерона пытались забыть). Вот и все.
Однако и некоторых из тех, кто по долгу службы отвечал за строительство или ремонт городских сооружений, и благотворителей (какие бы мотивы ими не двигали) помпейцы все же увековечивали – в эпиграфических надписях.
Например, на стене амфитеатра сохранилась мраморная доска с указанием магистратов, что отвечали за его строительство (и вложили собственные средства), а на портале дворика храма Исиды другая доска рассказывает, что маленький мальчик из одной богатой семьи в свои 6 лет внес деньги на восстановление храма после землетрясения. Понятно, что мальчик сам ничего бы не сделал – это семья, имея в виду его будущую политическую карьеру, решила заложить этой карьере прочный фундамент.
Такая память римлянам была понятна.
Кроме того, многие профессионалы эпистолярного жанра готовили свое наследие к последующей публикации – для того, чтобы остаться в памяти гражданской, так сказать. Помимо понятной работы с литературными произведениями, такие авторы собирали свою переписку и даже, бывало, корректировали текст своих цидулек, чтобы память осталась более солидной. Например, так до нас дошли переписки Плиния Младшего и Цицерона. Вот Цицерон обрадовался бы, открой кто его мемориальную виллу – хотя бы ту, что под Помпеями.
Вот такие мысли мне пришли в голову после посещения музея-квартиры Н.А. Некрасова. Чуть позже я еще расскажу вам, дорогие читатели, что неожиданного я там узнала.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.