Некоторые могут возразить, что их малыш уже умеет читать и писать, и этого достаточно. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет.
Вернемся к Винни и его горшочку и продолжим нашу сказку. Действующие лица:
Горшочек — это ребенок.
Пух — это учитель.
Мед — это знания.
Гончар- тот, кто горшочки для Винни делает.
Многие со мной согласятся, что горшочки бывают прочные, с трещинками, глубокие и не очень, с широким или узким горлышком, с крышкой или вообще без нее. Мед входит, выходит и задерживается в каждом горшочке по-разному. Пух же всегда пытается впихнуть мед соответственно инструкции, не всегда замечая, что он вытекает, где-то его слишком много, а где-то еще остался прошлогодний. Пух расстраивается, горшочек трещит и лопается, мед растекается. На помощь спешит гончар. Он осматривает горшочек, латает трещинки, полирует, крутит-вертит в разные стороны и проверяет, все ли хорошо. Есть даже несколько пунктов, по которым гончар может понять, на что готов каждый конкретный горшочек:
- Филлипинский тест. Может ли ребенок, протянув руку сверху через голову, выпрямленной ладонью накрыть половину уха или закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову?
- Зубы. Да-да, нужно попросить малыша открыть рот, хотя чаще родители просят совершенно обратное, и пересчитать зубы. Норма — это 6-8 постоянных зубов, резцы и обычно два коренных.
- «Поза Ромберга». Просим ребенка постоять на одной ноге, прижав ступню другой ноги к колену, руки вытянув вперед, да еще с закрытыми глазами.
Получилось? Бывает, что ребенку уже исполнилось 7-8 лет, умственно он соответствует своему возрасту и даже опережает его, но по биологическому отстает. Признак физиологической незрелости скелета, соответственно, неготовности к школе — это когда кости ребенка недостаточно сформированы и сидение 40 минут за партой может нанести ему непоправимый вред.
Выработалась ли у дошкольника рабочая доминанта ?
Выявить доминирование обычно довольно просто. Предложите ребенку закрыть один глаз, посмотреть в калейдоскоп или лупу. Понаблюдайте, как ребенок пользуется телефоном, трубка прикладывается к ведущему уху. Доминирующую ногу можно определить, попросив ребенка пнуть мяч, а руку — попросив его поймать. Принцип определения достаточно прост.
Здорово, когда четко видна одна ведущая сторона, но и перекрестная доминанта — это вариант нормы, когда, например, ведущей является правая рука и левый глаз и наоборот, левая нога и правое ухо и наоборот. Такие дети испытывают некоторые трудности в усвоении информации, поэтому родителям просто необходимо знать эту особенность у своего ребенка, чтобы помочь. Из-за несовпадения ребенок с перекрестной доминантой может дольше «зеркалить» буквы и цифры, переставлять их местами.
Умеет ли ребенок бросать и ловить мяч, прыгать на скакалке? Завязывать шнурки? Обводить линию по контуру?
Ловкость напрямую связана с развитием умственных способностей. Часто психологи оценивают готовность будущих первоклассников к школе, предлагая в качестве теста на моторику собрать браслет из бисера, пришить маленькую пуговицу или завязать бантик. На самом деле такие требования оправданы, ведь в школе нужно будет уметь ровно проводить линии, аккуратно писать, лепить мелкие детали, попадать в клеточки и не выходить за поля в тетрадке. Пальчики дошкольника должны успевать за его мыслями. Что касается двигательного развития, ребенку необходимо владеть своим телом и чувствовать пространство вокруг себя, замечать и соотносить предметы и объекты.
Доказанный факт: дети, которые активно исследовали мир, лазая по горкам и деревьям, ползая по турнирам и прыгая по ступенькам, лучше усваивают математику и геометрию в старшей школе. Дети, просидевшие в кабинетах английского, рисования и фортепьяно с трех лет часто выделяются на фоне других, постоянно врезаясь в дверь или угол парты, роняя стулья или спотыкаясь на ровном месте. Конечно, дико звучит подобное утверждение, но дошкольник, который умеет читать и считать на русском, китайском и французском, все еще не готов к школе, если он не научился плести фенечки или слезать с турника сам.
Умеет ли ребенок готовиться и организовывать игру для себя сам?
Иногда мотивация к обучению у дошкольника видна невооруженным глазом — достаточно посмотреть на его игры. Строит ли он дороги и лабиринты перед тем, как покатит машинки по городу, может ли днями и часами вырезать фигурки и раскрашивать декорации для кукольного театра? Желание, старание, умение кропотливо что-то создавать, терпеливо идти к намеченному результату − это и есть учебная мотивация.
Умеет ли ваш малыш самостоятельно одеваться? Есть ложкой? Способен ли сам собрать портфель?
Я ни в коем случае не заставляю вас учить детей завязывать шнурки, бог с ними, купите ему ботинки на липучках. Но умение не застрять в рукаве рубашки или штанине, засмотревшись на воробья за окном, дорогого стоит, не правда ли? Ну и собственно процесс поедания манки с комочками от звонка до звонка тоже никто не отменял, умение быстро орудовать вилкой избавит его не только от ненавистного лука в супе, но и от голодного обморока.
Интеллектуальная готовность
Мое личное убеждение — это самый спорный пункт, я его до последнего не хотела вставлять в список. Почему? Все просто, очень часто я являюсь свидетелем того, как родители восклицают, что у их ребенка никак не может быть двойки по чтению, ведь он уже в 4.5 года цитировал Драгунского и порывался к томику Достоевского. Не просто восклицают, а утверждают, что школа виновата, учебники «не то, что у нас в детстве» или отвлекает сосед по парте. А виноват тот, кто принял решение отдать в первый класс ребенка только лишь по причине того, что он умеет читать и считать.
Повторюсь, этих умений маловато будет для успешной учебы. Нужно не просто уметь читать, а читать не сейчас, а после Пети и чуть медленнее и громче и вообще успокоиться сначала надо. Поверьте, если ваш горшочек достоит и дозреет, то вряд ли вы будете врываться в кабинет завуча со криками «Мой Васечка все знал, все умел, это вы у него отбили желание учиться!» Вот и все, что вам действительно стоит знать о готовности ребенка к школе, чтобы спустя неделю учебы он в слезах не просился обратно в детский сад.
Если ваше чадо еще ходит в детский сад, но вы уже хотите вернуться к своей профессиональной деятельности, то наш новый материал с советами, как из декрета вернуться к карьере, специально для вас.