Не стоит забывать, что на собеседовании оценку проводят обе стороны. Не только работодатель выбирает кандидатов, но и соискатели ищут любимую новую работу. Часто, особенно в IT, специалисты получают несколько офферов одновременно и выбирают между разными компаниями. И тут впечатление от интервью может решить всё.
Команда кадрового IT агентства RecruitIT верит, что идеальное интервью похоже на «свидание» :) Да, есть легкая тревожность, ведь хочется понравиться другой стороне столика в ресторане. Но ощущения, что меня оценивают “как училки у доски” точно быть не должно. Ведь, чем больше стрессует кандидат, тем больше делает ошибок, которых в обычной рабочей среде не допустил бы.
Поэтому, важно помнить, что проведение интервью – это не только оценка кандидата, но и продвижение бренда компании и формирование положительного впечатления у кандидатов. Каждый этап интервью – это возможность продемонстрировать свои сильные стороны и привлечь кандидата к себе. Делимся советами, как организовать каждый этап интервью, чтобы влюбить в себя кандидата.
Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш Дзен и телеграм-канал, чтобы не пропускать полезные карьерные статьи.
Сначала влюбитесь в себя сами
Первое и главное правило – сначала влюбиться в компанию самому интервьюеру. Чтобы понравиться кандидату и заинтересовать его вакансией, важно полностью погрузиться в представление о своей компании и проекте, который будет реализовываться.
Начните собирать максимум информации: какие ценности пропагандирует компаниям, какие проекты уже были реализованы и какие находятся в стадии разработки, какие достижения в последнее время были получены и т.д. На основе этой информации составьте список аргументов в пользу вашей компании, которые сможете использовать на интервью.
И помните, что если вы влюблены в свою компанию, то ваша уверенность и энтузиазм передадутся и кандидату.
Подготовка к интервью
Важно подробно изучить резюме кандидата, особенно блок его мотивации. Это поможет в процессе интервью определить, какие аспекты проекта и компании могут его заинтересовать, и подготовить вопросы, которые позволят раскрыть его мотивы. Подготовьте небольшой рассказ о компании и ее достижениях, который поможет убедительно представить компанию кандидату и продемонстрировать ее преимущества.
Постарайтесь предугадать, что может заинтересовать кандидата в данной вакансии, какие задачи и проекты его могут триггернуть. Это поможет в процессе интервью поддерживать диалог на интересные и актуальные для кандидата темы, что повысит вероятность того, что он выберет именно вашу компанию.
Мы в RecruitIT отправляем интервьюерам подробную информацию о каждом кандидате. Так, например, если кандидат уходит из компании, потому что ему не хватает свободы действий и развития – мы всегда подчеркиваем это заказчикам. В таком случае в рамках интервью можно рассказать, как в команде строятся процессы и вертикальный / горизонтальный рост.
Не забывайте, что кандидаты могут задавать вопросы не только о компании и проекте, но и о вашей команде и ее работе. Подготовьте ответы на такие вопросы и старайтесь максимально открыто и честно отвечать на них. Это поможет создать доверительные отношения с кандидатом и продемонстрировать профессионализм и ответственность вашей команды.
Наконец, не забывайте про атмосферу интервью. Подготовьте все необходимое для проведения онлайн-встречи, убедитесь, что звук и видео работают исправно. Подумайте о том, как создать комфортную и доброжелательную атмосферу во время интервью. Это может быть короткий разговор на неформальные темы или даже небольшая шутка. Важно, чтобы кандидат почувствовал себя расслабленно и комфортно во время интервью.
Начало собеседования
Помните, что идете на “свидание” :) Старайтесь выдерживать спокойный тон общения, расположите к себе кандидата, установите контакт и создайте атмосферу доверия и уважения. Помните, что видео-собеседование может быть для кандидата стрессовым, поэтому, попробуйте установить дружественную атмосферу и заранее подготовьте небольшие шутки, чтобы снять напряжение.
Мы не рекомендуем проводить интервью без видео. Общение с видео располагает кандидата, а черный экран выглядит отталкивающе. Видео звонки обычно стимулируют участников быть более вовлеченными и активными, так как они знают, что могут быть видимыми для других участников. Видео также позволяет участникам сократить недопонимания, так как можно видеть реакцию на слова и действия.
Порой кандидаты сами не включают видео. Обычно это связано со стрессом или проблемами с оборудованием, поэтому не стоит ругать или делать замечания, лучше попробовать помочь и поддержать. В этом случае можно сказать — “Александр, вас слышим, но пока не видим”. Обычно после этого кандидаты включают видео.
После того как все участники подключились, представьтесь и объясните структуру собеседования. Постарайтесь донести, что хотите построить диалог максимально комфортно, поэтому если у кандидата возникнут в процессе общения вопросы, пусть задает и не стесняется.
Основное интервью
Не важно, проводите вы интервью в форме вопросов-ответов или лайвкодинга, старайтесь сохранять спокойный и позитивный тон общения. Ведите беседу таким образом, чтобы у кандидата не возникало чувства давления.
В идеале, если практические вопросы и задачи покажут проект изнутри. Например, расскажите, какие задачи решаются на проекте в текущем спринте или приведите реальный кейс, немного изменив условия, чтобы сохранить конфиденциальность. Так, кандидат сможет почувствовать себя в реальном рабочем дне рядом с вами.
Когда кандидат делает ошибку на интервью, важно помнить, что он находится в стрессовой ситуации. Если дать слишком жесткую обратную связь, человек может “поплыть” и провалить оставшееся интервью, хотя в реальной жизни и вовсе бы не допустил ошибок.
Однако важно не игнорировать ошибки, при этом давать тактичную конструктивную обратную связь. Универсальные советы:
- Сначала выделите, с какими задачами кандидат справился хорошо, а лишь затем подсветите проблемные зоны.
- Дайте кандидату возможность исправить ошибку. Предложите ему еще одну попытку или дополнительное время для продумывания ответа.
- Поддержите кандидата. Скажите, что видите, что он думает / действует в правильном векторе и явно может сделать еще лучше. Когда решите все таки дать свой правильный ответ, предложите порассуждать над ним вместе.
Так, человек запомнит, что в компании есть дух поддержки и менторства, что добавит плюсик в сторону вашего проекта. Вы покажите, что видите в ошибках повод для развития, а не критики.
Сессия вопрос-ответ
После основной части переходите к блоку вопросов и ответов. Стратегия его построения зависит от того, понравился вас кандидат или нет.
Если кандидат понравился
Расскажите максимум о проекте и компании, в идеале то, что нельзя найти в сети. Обсудите то, что поймет только будущий коллега — о вашей атмосфере, характерах ребят в команде, мини традициях, устоявшихся паттернах работы. Постарайтесь погрузить человека в обычный рабочий день, чтобы он смог “примерить” на себя компанию. Также хорошая практика попросить кандидата рассказать о себе вне контекста работы (хобби, интересы) и указать, что в команде есть схожие по духу сотрудники.
Выделите побольше времени на вопросы кандидата. Как правило, соискатели спрашивают детали о компании, проектах, возможностях карьерного роста и дополнительных бонусах. Подготовьте ответы, при этом, дайте человеку чуть больше, чем он ожидает, а для этого – вернитесь к его мотивации. Например, в резюме указано, что он ищет компанию, где сможет обучиться новым технологиям. Даже если кандидат не спросит про обучение, упомяните об этом в рамках ответа на другой вопрос.
Даже если вам попадется «стесняшка», который скажет, что вопросов нет — берите инициативу на себя. Расскажите о ближайших задачах, которые могут замотивировать кандидата. Подсветите сильные стороны компании, ее устойчивость на рынке, почему стоит выбрать вас, а не других.
Если кандидат точно НЕ понравился
Можно ограничиться базовой информацией о компании и уточнить есть ли вопросы. Даже если кандидат не понравился, важно поддерживать бренд компании. Кто знает, может судьба еще сведет вас в будущем. Оставьте хорошее впечатление!
Финал
Финальный этап собеседования — это последний шанс убедить кандидата в выборе вашей компании. Важно завершить собеседование позитивными эмоциями и дать кандидату четкое понимание дальнейших действий.
Сделайте комплимент, подчеркните, что вам было приятно общаться. Не забудьте рассказать о дальнейших шагах в процессе подбора и о том, как скоро кандидат получит обратную связь. Также, если вы действительно заинтересованы в данном кандидате, поделитесь своими/HR контактами и скажите, что к вам можно обратиться с любыми вопросами. В конце, поблагодарите кандидата за его время и интерес к вашей компании.
Поделитесь в комментариях, часто ли компании “продают” себя на интервью? Какие собеседования вам заполнились больше всего своим комфортом и дружелюбием?
—
Доверьте подбор команды кадровому IT агентству RecruitIT. Оставьте заявку и мы возьмем на себя бОльшую часть задач по подбору, а вам останется только выбрать лучших для вашей команды.
Ищете работу? Отправляйте свое резюме и персональный рекрутер команды RecruitIT свяжется с вами, чтобы предложить уникальные вакансии российского и зарубежного рынков.