Рассказывает старший следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области, подполковник юстиции Татьяна Викторовна Максакова.
2 апреля 2012 г. в г. Тынде Амурской области в квартире был обнаружен труп Елены Щитовой с множественными колото-резаными ранениями. В тот же день Тындинским межрайонным следственным отделом следственного управления по Амурской области по данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.
По словам родственников, женщина проживала одна, вела замкнутый образ жизни, была очень чистоплотной, лишних вещей не хранила, все вещи находились строго на своих местах. Гости к ней приходили редко, но когда бывали, она начинала мыть посуду с моющим средством, не дожидаясь порой их ухода.
Елена мечтала купить квартиру большей площади в центре города и копила деньги на ее приобретение. Из-за недоверия к банкам и рублевой валюте хранила сбережения в евро в коробке под кроватью, считая этот способ более надежным. О месте хранения денег знали три человека.
Будучи очень пунктуальной, Елена никогда не опаздывала. Когда она утром не вышла на работу, сестра, работавшая вместе с ней, забеспокоилась и стала ее разыскивать. Ключей от квартиры Щитовой у сестры не было, поэтому, предчувствуя неладное, ее муж проник в квартиру через соседний балкон и обнаружил хозяйку лежащей на полу в кухне.
В ходе осмотра места происшествия обнаружили: в кухне на столе - две кружки, в комнате на кровати стопки постельного белья, разложенную гладильную доску и утюг, в коридоре на полу - красный носовой платок, не принадлежащий убитой, на выключателе - след перчатки. Со слов сестры Елены, отсутствовали: ключи от квартиры, мобильный телефон, накопленные сбережения.
3 апреля 2012 г. при осмотре придомовой территории дома № 15 обнаружили нож из металла белого цвета с белой рукояткой, изготовленной из отрезка полипропиленовой трубки. Несмотря на грязный снег, нож был чистый. Принадлежность ножа кому-либо из жильцов при проведении поквартирного обхода не установили.
Согласно заключению судебной генотипоскопической экспертизы следов пота и крови на ноже не обнаружено.
• Судебная медико-криминалистическая экспертиза установила, что телесные повреждения Щитовой могли быть причинены представленным ножом.
Изучение детализации соединений мобильного телефона Елены показало, что последним был звонок с абонентского номера, принадлежащего Киселевой, который состоялся 1 апреля в 20 часов 5 минут. Продолжительность соединения составила 20 секунд.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий в отношении родственников и знакомых погибшей было установлено, что наиболее тесные отношения Щитова поддерживала именно с Киселевой. Последняя неоднократно занимала у нее крупные суммы денег, так как постоянно испытывала финансовые затруднения, проигрывая деньги в автоматах и имея кредитные обязательства во всех банках и кредитных организациях города. Накануне смерти Елена жаловалась знакомым, что Киселева не отдает ей долг.
Один из владельцев компьютерного салона, в котором Киселева была завсегдатаем, сообщил, что в апреле 2012 г. она стала приносить для обмена евро, чего ранее не случалось. По своему социальному статусу, внешнему виду она не могла, на его взгляд, иметь такие крупные деньги, поэтому он сделал копии купюр, которые обменивал на рубли, на случай если будет заявлена кража. Так как сообщений о хищении он в средствах массовой информации не видел, отдал деньги в оборот, оставив одну купюру достоинством 100 евро. Всего Киселева обменяла около 6 500 евро.
Получив оперативную информацию, приняли решение о выемке купюры и назначении по ней судебной генотипоскопической экспертизы. Несмотря на то, что купюра побывала у нескольких лиц, расчет делался на то, что человек, который копит деньги длительное время, часто пересчитывает сбережения.
Расчет оказался верным. По заключению экспертизы на изъятой купюре обнаружили следы пота, происходящие от Щитовой, на кружке, изъятой в ее квартире, - следы слюны и пота, происходящие от Киселевой, на платке следов пота и крови не обнаружили.
На допросе Киселева сообщила, что действительно созванивалась с Еленой по незначительному вопросу, а видела ее последний раз 28 марта, когда приходила вернуть долг в размере 28 тыс. руб. Во время посещения пила воду из кружки, которую оставила на столе. Вечером 31 марта она находилась дома и никуда не выходила. Купюры евро меняла свои. Деньги занимала своему знакомому, за которого собиралась выйти замуж, и он в марте 2012 г. вернул ей долг. Также она пояснила, что Щитова заходила к ней домой и она показывала ей свои сбережения в евро, которые Елена брала в руки.
Между тем Киселева не могла назвать ни фамилию, ни адрес, ни номер мобильного телефона своего мифического знакомого, а в дальнейшем и вовсе отказалась от дачи показаний, воспользовавшись правом, предоставленным ей ст. 51 Конституции Российской Федерации.
14 мая 2012 г. она была задержана в соответствии со ст. 91 УПК РФ. Свою причастность к убийству Киселева полностью отрицала и продолжала молчать на протяжении всего предварительного следствия.
По месту ее жительства провели обыск, в ходе которого изъяли 5 пар перчаток и одежду.
Судебная трасологическая экспертиза установила, что перчатка, оставившая след на выключателе в квартире Щитовой, и одна из перчаток с резиновым покрытием на ладонной поверхности, изъятых в квартире Киселевой, имеют одинаковую групповую принадлежность.
Следов крови на одежде подозреваемой не обнаружили.
Уголовное дело было изучено в отделе криминалистики следственного управления и рассмотрено на межведомственном оперативном совещании при руководителе следственного управления. Контроль за ходом расследования преступления, совершенного в условиях неочевидности, и оказание практической помощи руководитель отдела криминалистики поручил автору статьи.
Изучив материалы дела и проанализировав криминалистическую характеристику убийства, я обратила внимание на следующее:
отсутствие повреждений на входной двери и замках, а также ключей от квартиры свидетельствовало о том, что жертва была знакома с убийцей и сама впустила его в квартиру. Уходя, преступник, забрав ключи, закрыл дверь снаружи;
согласно заключению судебно-медицинской экспертизы на теле Щитовой обнаружено 10 колоторезаных ран. Хаотичное расположение ранений (только два были проникающими (в области печени и сердца), остальные нанесены в поясничную область, левое бедро, живот, теменную и затылочную области, правое подреберье) позволяло предположить, что нападение оказалось для Щитовой неожиданным, вероятнее всего, со спины. Убийца пытался попасть в жизненно важные органы, но не имел для этого достаточной силы и опыта;
лицо убитой было прикрыто халатом. Зачастую это говорит о том, что преступление совершено впервые, знакомым лицом, чаще всего женщиной, не имеющей мотива мести как женщине;
отсутствие беспорядка в квартире свидетельствовало о том, что убийца хорошо здесь ориентировался. Не вызывало сомнений и то, что убийство было спланировано и целью являлось именно хищение денег, при этом преступник точно знал, где и что искать;
орудие преступления - нож, обнаруженный на улице, не принадлежал Елене, вероятнее всего, убийца принес его с собой. Нож вызывал наибольший интерес. Во-первых, размеры - как самый большой нож из стандартных кухонных наборов с длинным широким лезвием. По статистике, при совершении спланированного убийства большой нож чаще всего используют подростки и женщины.
Характеристика личности Щитовой (замкнутая, ограниченный круг общения, недоверчивая) исключала то, что она могла впустить в квартиру подростка (в ее круге общения таковые отсутствовали, отношения с соседями она не поддерживала), что опять же говорило в пользу совершения преступления женщиной.
Отсутствие на ноже следов крови и пота свидетельствовало о том, что у преступника было достаточно времени для сокрытия следов преступления - нож был тщательно вымыт. А след перчатки на выключателе подтверждал, что убийца принял меры к сокрытию следов преступления.
Все перечисленное позволяло выдвинуть версию о возможной причастности к совершению преступления женщины из числа знакомых Щитовой, испытывающей финансовые затруднения. Основной подозреваемой, которая вписывалась в данную криминалистическую характеристику, являлась Киселева, которая имела мотив, возможность подготовиться к преступлению и спланировать свои действия.
Изучив личность Киселевой, я пришла к выводу, что у нее типично женское мышление. То есть обычная женщина не понесет на убийство, к которому готовилась, нож длиной около 30 см в рукаве или за пазухой из-за вероятной возможности поскользнуться и пораниться ножом. (У мужчин инстинкт самосохранения снижен, и они зачастую носят ножи за поясом брюк, в сапоге, за пазухой, в рукаве и т.д.) Именно инстинкт самосохранения исключает такое поведение у женщин. Вероятнее всего, женщина понесет нож в сумке, завернув его в пакет или тряпку, чтобы не повредить подкладку сумки или руку при его извлечении.
Предположив, что Киселева, готовясь к убийству, могла носить нож не один день в сумке, приняли решение провести у нее повторный обыск. В ходе следственного действия изъяли три дамские сумки, в которых мог переноситься нож длиной 30 см.
Несмотря на то, что нож после совершения преступления вымыли, я рассчитывала, что эксперты смогут обнаружить волокна, которые за время ношения ножа в сумке должны были наслоиться на лезвие, а при нанесении ударов - осесть на разрезах ткани одежды Щитовой. Предполагалось обнаружить и следы металлизации с лезвия изъятого ножа.
Учитывая сложность экспертизы (пребывание объектов исследования на других экспертизах), возможно малое количество объектов волокнистой природы, экспертизу назначили в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и природопользования Дальневосточного отделения Российской академии наук, с которым у отдела криминалистики сложились давние отношения и в котором имеется новейшее оборудование не только для обнаружения микрообъектов, но и для их химического анализа, что было важно. Производство экспертизы было поручено руководителю аналитического центра минералого-геохимических исследований кандидату физико-математических наук В.И. Рождествиной.
На экспертизу представили: три сумки, принадлежащие Киселевой, халат и трусы Щитовой, нож, купюру достоинством 100 евро, платок, обнаруженный на месте происшествия.
В ходе экспертного исследования использовались: оптический микроскоп NIKON SMZ645 с увеличением 10x5 (х50); вакуумный универсальный пост ВУП-5; растровый электронный микроскоп высокого разрешения JSM 6390LV JEOL (разрешающая способность - 3 нм) в режиме отраженных электронов при напряжении на катоде 10-20 кэВ; энергодисперсионный спектрометр микроанализатор Oxford INCAEnergy (разрешающая способность - 123 эВ). Стоит отметить, что в государственных экспертных учреждениях МВД России и Минюста России такое оборудование отсутствует.
Результаты экспертизы превзошли все ожидания. В местах повреждения ткани халата и трусов Щитовой имеются особые признаки (вещества), по которым воз- мояшо идентифицировать предмет, которым они были сделаны, обнаружен комплекс частиц минерального и техногенного происхождения, химический состав, особенности строения и совместного нахождения которых свидетельствует о том, что предмет, которым нанесено повреждение, использовался при добыче или переработке шлихового золота, подвергался воздействию агрессивных сред (кислоты, щелочи, повышенная влажность и др.).
На металлической части и рукоятке ножа присутствуют характерные признаки (вещества), которые указывают на то, что повреждения на халате и трусах Щитовой сделаны данным ножом.
На носовом платке красного цвета обнаружены особые признаки (вещества), по которым установлена его связь с вещественными доказательствами, представленными на исследование: присутствует значительное количество частиц, идентификационные признаки которых имеют высокую степень соответствия с частицами, обнаруженными на ноже и по краям повреждений ткани халата и трусов Щитовой, установлено достаточное количество признаков, чтобы утверждать, что нож имел тесный контакт с представленным на исследование носовым платком (например, лезвие ножа было завернуто в платок или носовым платком протирали лезвие).
На купюре достоинством 100 евро обнаружено волокно животного происхождения, идентичное волокнам, обнаруженным на ноже и носовом платке.
Исследование подкладочной ткани трех сумок Киселевой показало, что в сумке женской черного цвета присутствуют минеральные частицы, структура, химический состав и совместное присутствие которых соответствует шлиховому золоту, добываемому из россыпей, данный минеральный набор идентичен минеральным частицам, обнаруженным на халате, трусах, ноже, носовом платке; присутствие значительного количества частиц специфического строения и состава, связанных с производством денежных банкнот EURO (евро) (оксиды редкоземельных элементов (церий - лантан) специфического строения, не характерные для минеральных форм как по составу, так и по строению, данные материалы используются в качестве пигмента в красителях для производства денежных банкнот для увеличения степени защиты от подделки), свидетельствует о том, что в сумке хранились (переносились) новые денежные купюры в открытом виде без упаковки; присутствуют волокна животного происхождения, идентичные волокнам, обнаруженным на ноже, носовом платке и денежной купюре.
Общий набор, химический состав и особенности строения микрочастиц с подкладки женской сумки светло-коричневого цвета имеют достаточно большое количество совпадений с характеристиками частиц с носового платка, по ряду признаков имеется связь с характеристиками частиц с денежной купюры и с ножа; выраженных связей с частицами, обнаруженными на халате и трусах, не выявлено.
В ходе экспертизы была проведена большая научно- исследовательская работа, которая позволила доказать, что Киселева переносила в двух своих сумках обнаруженный на месте происшествия платок и обнаруженный возле подъезда нож. А также то, что указанным ножом были причинены ранения Щитовой и в одной из сумок переносились новые денежные купюры в валюте евро. Экспертиза поставила точку в собранных доказательствах по данному делу.
Стоит отметить, что в ходе расследования было изучено финансовое состояние Киселевой, для чего истребовали информацию о наличии у нее вкладов и кредитных обязательств из всех банковских и кредитных организаций г. Тынды за пять лет. В результате установили, что ее расходы значительно превышали доходы, фактически она была неплатежеспособной, погашая имеющиеся кредиты за счет вновь полученных в других банках, и не могла иметь денежные средства в сумме 6 500 евро.
На основании собранных доказательств Киселевой было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
16 декабря 2013 г. Тындинский районный суд Амурской области признал Киселеву виновной в инкриминированных преступлениях и назначил ей наказание в виде четырнадцати лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Судебной коллегией по уголовным делам Амурского областного суда приговор Тындинского районного суда оставлен без изменения.