Общеизвестно, что большую часть информации человек получает через органы зрения. Ради эксперимента попробуйте походить хотя бы один выходной день с берушами в ушах. Тогда, наверняка, многие из вас почувствуют себя не очень комфортно. И это несмотря на то, что вы только по выражению лиц знаете, чего хотят от вас ваши родные. Или даже, несмотря на то, что вы наконец-то не слышите, как заводит сосед свою машину под вашим окном, или как начинает шуметь город, когда просыпается большая часть его жителей.
Без возможности слышать зрительные картины окружающего мира становятся как бы неполными. И это понятно, потому что образы нашего восприятия имеют не только цвета, форму, но и звуки.
Кроме того, слуховое восприятие позволяет определить пространственное расположение доносившегося звука, его интонацию и другие значимые для нас свойства звука. Так, вы можете не услышать звук льющейся воды из—под крана, а также тарабанящего в вашу дверь соседа снизу, который прибежал уточнить причину мокрого потолка в своей квартире. А возможно, вы не заметите, что на улице идет дождь, и по привычке выбежите выносить мусор без зонта. А там возле мусорных баков мяукает промокший котенок. Его трудно заметить, зато легко услышать. А вы, человек с добрым сердцем, не сможете расслышать жалобный крик о помощи и оставите бедное животное мокнуть под дождем. Так что снимаем беруши и не только смотрим на мир широко открытыми глазами, но слушаем его в оба уха.
Ко всему прочему слуховое восприятие имеет такие функции, которые не уступают по значимости зрительному восприятию. На основе слухового восприятия формируется человеческая речь. Фонематический слух, то есть способность различать звуки, из которых состоит слово, формируется не сразу и не одновременно с пониманием речи и является необходимым условием для говорения. Также благодаря слуховому восприятию мы можем соединять звуки в мелодии.
На первый взгляд может показаться, что музыкальный и речевой слух являются двумя вариантами одного и того же психологического процесса. Однако это не так. Отечественный психолог А.Р. Лурия отмечает, что разрушение определенных участков головного мозга приводит к выраженному нарушению речевого слуха, но сохраняет музыкальный слух неповрежденным. Он дает описание одного выдающегося композитора, который после кровоизлияния в левую височную область перестал различать звуки речи и понимать обращенную к нему речь, но продолжал создавать блестящие музыкальные произведения.
Звук, прежде чем превратиться в осмысленный сигнал или стать частью слова или музыки, проходит непростую обработку в нашей нервной системе. Слуховой анализатор улавливает его, кодирует в последовательность нервных импульсов. Подкорковые структуры читают код и определяют громкость, высоту, длительность и другие физические свойства звука. Корковые структуры распознают сложноорганизованные качества звука, например, артикуляционную составляющую, соединяют звуки в осмысленные последовательности. В результате получаем восприятие речи или музыки. Известно, что за слуховое восприятие отвечают отделы височных зон левого и правого полушарий головного мозга.
Исходя из вышесказанного все методы диагностики слухового восприятия можно разделить на три группы.
В первую группу входят методы, направленные на изучение общих способностей слухового восприятия, независимо от воспринимаемой информации. Это такие способности как различение пространственного расположение звука, различение высоты звука, степени громкости, силы звука, длительности звука (короткий, продолжительный).
Например, методика «Локализация звука в пространстве»
Испытуемому, сидящему с закрытыми глазами, предлагается определить (вербально или показывая рукой), с какой стороны от него раздается звук. С этой целью экспериментатор может либо несколько раз щелкнуть пальцами с разных сторон от головы обследуемого, либо использовать для оценки данной функции бытовые звуки (например, шум улицы из окна, хлопанье двери и т. п.). В последнем случае перед пробой необходимо зрительно дезориентировать испытуемого, то есть попросить его встать, несколько раз повернуть его с закрытыми глазами и лишь после этого задавать вопросы.
Также можно исследователю, стоящему позади испытуемого, позвонить в колокольчик (или использовать пищалку) вверху, внизу, справа, слева, а человек должен показать рукой направление звучания или назвать его словом, если владеет речью. Аналогично проба проводится при закрытых глазах, когда исследователь отходит от испытуемого на расстояние в любом направлении.
Более тонкие исследования данной слуховой функции производятся с помощью акустических систем, подвешенных на специальных консолях и вращающихся вокруг испытуемого. Такая схема эксперимента позволяет оценивать восприятие человеком движущегося источника звука в трехмерном пространстве — граничные условия формирования ощущения движения, дифференциальные пороги различения скорости движения и другие характеристики этого восприятия.
В исследованиях на испытуемых с очаговыми поражениями мозга была установлена ведущая роль правого полушария головного мозга в реализации анализа пространственных характеристик звуковых сигналов. Кроме того, грубые дефекты локализации источника звука в пространстве могут являться признаками поражения стволовых участков мозга.
Следующая методика «Сравнение звуков по высоте»
Испытуемому предлагается оценить высоту двух напеваемых или наигрываемых на музыкальном инструменте звуков с помощью простой словесной оценки типа «выше», «ниже», «равны». При этом дистанция между звуками должна быть не менее одного полутона. Технически более сложный вариант пробы связан с использованием аудиометра, на котором испытуемый с помощью регулятора подравнивает высоту звука под ранее заданный образец. Дефекты звуковысотной оценки, регистрируемые такими способами, обычно связаны с функциональной неразвитостью или поражением височных, особенно право-височных отделов мозга.
Специальной пробой, решающей аналогичные задачи, является сравнение не отдельных звуков, а их групп, состоящих из нескольких последовательных тонов. Больной с нарушением анализа звуковысотных отношений может оценить такие группы как идентичные.
Следующий метод "Аудиометрия" направлен на исследование чувствительности (остроты) слуха с помощью речи, камертонов, а также электроакустических приборов — аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частотах.
Различают следующие виды аудиометрии.
Безусловно-рефлекторная аудиометрия. Данное исследование основано на регистрации рефлекторных реакций организма при предъявлении звуковых сигналов. Применяется для исследования слуха у детей до 1 года.
Условно-рефлекторная аудиометрия заключается в одновременном предъявлении звука и света и, таким образом, выработке условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала. Применяется для исследования слуха у детей старше 1 года.
Детская игровая аудиометрия применяется для исследования слуха у детей младше 4-х лет. При проведении исследований используется специальный аудиометр, который позволяет в процессе игры определить состояние слуха у детей.
Тональная пороговая и надпороговая аудиометрия — определение слуховой чувствительности на звуки различной частоты. В специальной звукозаглушенной камере, на различных частотах определяется минимальная интенсивность звука, который вызывает слуховое ощущение. Надпороговая аудиометрия проводится для более глубокого и точного исследования состояния слухового анализатора.
Речевая аудиометрия является основным методом для определения социального и клинического состояния слуха. Исследование проводится путем предъявления заранее записанных на магнитофон или цифровой носитель тестовых слов и определения их разборчивости.
Объективная аудиометрия отоакустической эмиссии. Метод основан на регистрации очень слабых звуковых колебаний, которые излучают неповрежденные волосковые клетки внутреннего уха в ответ на акустические стимулы. Используется для объективной оценки слуховой функции у взрослых и детей, а также для скрининга новорожденных.
Объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам. С помощью этого метода исследования можно проследить состояние структур слухового анализатора на всем его протяжении, начиная от улитки и заканчивая слуховой корой головного мозга. Испытуемому предъявляются звуковые стимулы и одновременно регистрируется электроэнцефалограмма. Специальная компьютерная обработка записанной электроэнцефалограммы позволяет выделить ответы отдельных структур слухового пути и оценить их функционирование. Используется для объективного определения порогов слуха преимущественно у детей раннего возраста и для топической диагностики (диагностики места поражения) слухового анализатора.
Понятно, что методы первой группы исследуют слуховое восприятие на уровне слухового анализатора и подкорковых структур мозга, отвечающих за первоначальную обработку звука. Далее звуковые сигналы анализируются, распознаются, распределяются по группам, соединяются в значимые сигналы, то есть подвергаются более сложной обработке, за которую отвечают корковые отделы головного мозга. Методы исследования функционирования слухового восприятия на уровне коры головного мозга составляют вторую и третью группы.
Во вторую группу входят методы, направленные на диагностику особенностей восприятия неречевых звуков.
Данные особенности связаны с тем, что отдельные звуки обрабатываются одними зонами мозга, а сочетание звуков - другими. Так при некоторых нарушениях человек может различать звуки, но оказывается неспособным соединить их в мелодию. За чередование звуков или ритм ответственны третьи отделы мозга. Кроме того, у каждого звука есть смысл и интонация, которые также управляются определенными отделами нервной системы.
Для исследования данных особенностей могут быть использованы следующие методы.
Методика «Узнавание знакомых звуков»
Испытуемому предлагают закрыть глаза, и после прослушивания пояснить значение самых простых бытовых звуков: шелеста бумаги, хлопанья в ладоши, льющейся воды, звона ключей или монет и т. п. Сами звуки могут и воспроизводиться экспериментатором, и быть предварительно записанными на магнитофон. В последнем случае спектр предлагаемых звуков может быть существенно расширен (например, пенис птиц и т. п.).
Выраженные дефекты узнавания звуков связаны с нарушениями работы височных отделов правого полушария.
Следующая методика «Пробы на оценку ритмов»
Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.
На первом из них испытуемому предлагается прослушать группы ритмических ударов— в виде одиночных «пачек» по два или три удара (•• или •••), затем в виде серий таких же пачек (•• •• •• •• •• или ••• ••• ••• •••).
От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа. Для исключения просчитывания или артикуляторного анализа опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия).
Наибольшие трудности в такой пробе испытывают испытуемые с поражением коры височных долей.
На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного исполнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.
Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.
Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. 1) «Ударяйте по два раза»; 2) «Ударяйте по три раза»; 3) «Ударяйте по два раза»; 4) «Ударяйте по два раза сильно и три раза слабо»; 5) «Ударяйте три раза слабо и два раза сильно»; 6) «Ударяйте по два (три) раза».
Серия В. Удары производить в том же порядке, как в сериях А и Б, каждый раз помогая себе речью, диктуя: «раз-два!» или «раз-два-три!» и т. д.
Больные с поражением височных отделов по акустическому образцу не выстукивают правильное количество раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельных, четко повторяющихся ритмических групп. В акцентированных ритмах ошибок еще больше. Но те же самые задания по вербальной инструкции, и особенно в сопровождении собственной речевой опоры, значительно облегчаются.
При поражении премоторной области (двигательная составляющая) автоматизации ритмических ударов не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акцентированные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм •• • • • начинает отстукиваться как •• ••• или •• . Введение вербальной инструкции к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.
Чтобы исключить двигательную составляющую при воспроизведении ритмов можно провести методику «Узнавание ритмов на зрительном образце» (Л. И. Вассерман и соавт.)
Экспериментатор задает ритм по заранее подготовленной рисованной схеме постукиванием по столу, а испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той же схеме. Образцы ритмов.
При нарушениях височных долей правого полушария выполнение задания затруднено из-за невозможности восприятия звуковой составляющей задания.
Для исследования интонаций проводят методику «Понимание интонаций» (Л. С. Цветкова)
Испытуемому разным голосом и с разной интонацией дважды произносятся одни те же слова с предложением объяснить, о чем или о ком говорится в этом слове, то есть каково его значение. Приводится пример: Я говорю: «Медведь— это животное. А если я говорю: «У, медведь!» — это значит неуклюжий человек.
Слова для предъявления:
«Свинья» — «Фу, свинья».
«Орел» — «О, орел».
«Лиса» — «У, какая лиса».
«Хорош гусь» — ...
«Шляпа» — ...
«Мокрая курица» — ...
«Вот это дубина» — ...
«Казнить! Нельзя помиловать». — «Казнить нельзя! Помиловать».
Данная проба представляет интерес как индикатор корректности работы височной зоны правого полушария.
Испытуемые с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи, которая лишена интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких испытуемых часто нарушено пение. Известны описания людей с поражением правой височной области, которые, правильно повторяя отдельную фразу, не могли ее пропеть, потому что при пении интонационный компонент речи усиливается. Также человек иногда не может определить на слух принадлежность голоса мужчине или женщине. Для поражений правой височной области мозга также характерно нарушение «эмоционального слуха» — плохое различение интонаций речи, отражающих разные эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев и др.)
В третью группу включены методы, направленные на диагностику восприятия звуковой стороны речи. Здесь также имеется разделение функций головного мозга. Одни отвечают за буквы, другие за слова, третьи – за предложения. Кроме того, нарушение речевого слуха всегда неизбежно приводит к вторичному нарушению речевых артикуляций, а нарушение артикуляторных процессов и внутренней речи неизбежно сказывается и на восприятии речевых звуков и понимание смысла речи. Поэтому при диагностике важно определять, какое из нарушений этих сторон речи является первичным, а какое вторичным или системным.
Исследование различения звуков речи (фонематического слуха) производится обычно с помощью относительно простых приемов.
Пробы на фонематическое различение (А.Р. Лурия).
Серия проб направлена на дифференцировку звуков речи. Испытуемому предлагается выполнить ряд простых заданий.
1. Повторение простых изолированных звуков: б, р, м, д. к, с, ш.
Сенсибилизированный вариант данной пробы — произношение звуков с разной высотой.
2. Повторение хорошо различаемых (дизъюнктных) пар звуков: м-р, п-с, б-н.
3. Повторение фонематически близких (оппозиционных) звуков: б-п, п-б. д-т, т-д. к-г, г-к, р-л, л-р,
слогов: ба-па, па-ба, ка-ха, са-за, гу-ку, да-та, фа-ва.
слов: дочка-точка, бочка-почка.
4. Повторение серий из трех звуков или простых слогов с меняющимися гласными: а-о-у, у-а-и; б-р-к, м-с-д; би-ба-бо, бо-ба-би; жа-ша-ша, ша-жа-ша; да-та-да, та-та-да; ла-ра-ра, ра-ра-ла;ца-са-са, са-ца-ца.
5. Повторение серий из трех близких (коррелирующих) фонем: б-п-б. п-б-п, д-т-д, т-д-д и т. п.
Указанные пробы на различение звуков речи с помощью их повторения включают не только слуховую идентификацию, но и произнесение соответствующих звуков. Поэтому корректная интерпретация полученных результатов испытуемого возможна при условии, если отсутствуют артикуляторные затруднения, вызванные патологией со стороны двигательной системы звукопроизношения.
Если по данному поводу возникают сомнения, то дифференцировку проявившихся дефектов можно осуществить с помощью иных, не акустических, а других индикаторов. Так, вместо повторения звуков испытуемого просят писать соответствующие им буквы либо показывать буквы, выбирая их из заранее приготовленных наборов. При еще более простом варианте ответа от испытуемого требуется лишь сказать, одинаковые звуки он услышал или нет.
В специальных случаях для изучения дифференцировки звуков можно применить условно рефлекторную методику. Для этих целей — по методике предварительной словесной инструкции или речевого подкрепления — испытуемому предлагают при произнесении одного звука (например, «б») поднимать правую, а при произнесении другого, близкого к первому звуку (например, «п») — левую руку или же сделать первый звук положительным сигналом к поднятию руки, а второй — тормозным сигналом, требующим задержки такого движения.
Если испытуемый не справляется с пробами, то это свидетельствует о нарушениях фонематического слуха, что является основным симптомом поражения заднее - верхних отделов височной коры левого полушария. При более легких поражениях испытуемые перестают различать близкие фонемы. Например, повторяют «ба — па» как «па — па» или «ба — ба», ощущая какое-то различие, которое, однако, они не в состоянии уяснить. При грубых нарушениях затруднено узнавание даже хорошо различимых звуков.
Как правило, испытуемые не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно записать их, ни показать, каким буквам они соответствуют. Пробе с выработкой условных двигательных реакций на различные звуки речи дают столь же нечеткие результаты и легко смешивают существенные для языка (фонематические) и несущественные (тональные) различия в произнесении этих звуков.
Выполнение проб с ошибками может быть связано и с нарушением кинестетической основы речевого акта (афферентация артикуляции), вызываемой поражением нижнего отдела постцентральной области левого полушария. В этих случаях нарушения фонематического слуха оказываются менее выраженными, а затруднения в различении звуков речи возникают по причине близости артикуляции («б-м», «д-н»), а не фонематической схожести.
Испытуемые с нарушениями кинетической основы речевого акта (эфферентация артикуляции), вызываемой поражением нижних участков премоторных зон, не демонстрируют отчетливых признаков нарушений различения близких фонем, но у них возникают затруднения в переключении от одной фонемы к другой, приобретающие форму навязчивых повторений. Такие испытуемые заданную серию повторяют как «би-бо-бо» или «бо-бо-бо». Кроме того, они также не в состоянии переключиться с одного набора звуков на другой (например, с «би-ба-бо» на «бо-би-ба») и начинают инертно к нему возвращаться.
Следующая серия проб направлена на изучение звукового анализа и синтеза слова.
«Звуковой анализ и синтез».
1. Определение количества букв в словах. Испытуемому устно предъявляют определенное, сперва фонетически простое, а затем более сложное слово, и предлагают сказать, из какого количества звуков (букв) оно состоит. В качестве стимульного материала могут выступать такие слова, как «дом», «кот», «стол», «окно», «якорь», «Москва», «коньки», «люстра», «ножницы», «полководец».
Для определения роли артикуляций в звуковом анализе испытуемому предлагается выполнить то же задание, но предварительно зажав язык между зубами.
2. Выделение звуков слова.
Испытуемому предлагается сказать, какой звук (буква) стоит на каком месте в словах различной артикуляционной сложности.
Например, какой звук стоит вторым в слове «дом», третьим в слове «мост». Такого рода исследование начинается с предъявления простых по своему составу и хорошо упроченных в прошлом опыте слов: дом, лес, мак, стол, кот, ухо, звон, гора, лыжи.
Оно продолжается предъявлением более сложных слов: сорока, работа, лампа, костер, солнце, библиотека, танкист, кинотеатр, милиционер.
С переходом к менее привычным словам: полководец, стратостат, щеколда, лодыжка, заусеница, трубопровод, приватизация, баскетбол, космонавт, скакалка.
И к еще более сложным, редко встречаемым словам: бакенбарды, аквалангист, термометр, пространство, стрептомицин, паровозостроение, аутоидентификация, электроэнцефалография, кораблекрушение, перепорхнуть, стратостат и т. п.
3. Позиционирование звука в слове.
Подобная проба требует от испытуемого не только выделения звука из целого слова, но и сохранной оценки положения звуков по отношению друг к другу. Для ее исполнение испытуемому необходимо сказать, какой звук (буква) в предлагаемом слове стоит после или перед другого озвученного экспериментатором звука. Например, какой звук в слове «стол» стоит после «о» или перед «т»; какой звук в слове «Москва» стоит перед «к» или после «с» и т. д.
Перед исполнением аналогичных заданий необходимо убедиться, что у обследуемого сохранна принципиальная способность различать пространственные понятия «перед», «после», «до», оказывающаяся нарушенной при семантической афазии. Для этого испытуемому предлагается выполнить простую инструкцию, в которой с помощью предлогов и наречий места выражаются известные пространственные отношения, например, на листе бумаги «поставить крест под кругом», «круг под крестом», «точку под треугольником», «крест справа от круга» и т. п. В случае затруднений в выполнении данных заданий требуется диагностика восприятия пространства.
4. Определение первой и последней буквы в словах.
Данную пробу можно рассматривать как разновидность предыдущей. Могут быть предложены следующие слова: «дом», «спорт», «успех», «медаль», «ромашка», «астрономия».
5. Звуковой синтез.
При данной пробе, направленной на оценку легкости слияния отдельных звуков в целый слог или слово, испытуемому они произносятся по буквам, например, «т-р-о», «к-о-т», «с-т-о-л». Его просят сказать какое слово они образуют. Для избегания акустического слияния этих звуков, то есть для усложнения пробы, предъявляемые звуки можно разделять какими-то промежуточными словами, например, в такой форме: «Какое слово я скажу: К, потом О, затем Т?, либо: «С, потом Т, потом О, потом Л?».
6. Анализ слов но двум фонемам (Л. И. Вассерман. С. А. Дорофеева. Я. А. Меерсон).
Испытуемого просят поднимать руку всегда, когда в читаемом слове есть звук «ш» и не поднимать на звук «р». Последовательно, с небольшими паузами, зачитываются слова: шапка, чашка, ручка, вешалка, кран, мотор, шмель, гуляш, ремонт, портной, мышеловка, эскалатор.
Можно также предъявлять больному ряд изображений предметов, предлагая выбрать те из них, в словесном обозначении которых встречаются заданные фонемы. Для исключения влияния артикуляций в фонематическом анализе и синтезе больного просят при выполнении заданий зажать язык между зубами или что-то прикусить (карандаш, палец и т.д.).
Интерпретация. Наиболее сложные формы расстройства возникают при поражении левых верхне-задних височных отделов, дефект которых приводит к восприятию слов как нечленораздельных шумов
В менее резко выраженных случаях отдельные звуки в акустически простых словах выделяются легко, но проблемы возникают с безударными гласными или при сочетании согласных. Тогда опора при пересчете звуков начинает делаться не на слуховые, а преимущественно на кинестетические сигналы, поступающие при артикуляции проговариваемого слова. Еще большие трудности возникают при качественном анализе звуков при различении близких фонем. Испытуемый легко теряет правильную последовательность звуков и оказывается неспособным пересчитать звуки даже при опоре на артикуляцию. Поражения средних и нижних отделов височной коры левого полушария, так же как и поражения полюса височной области, обычно не приводят к описанным нарушениям.
При поражении задних отделов левой височной области выполнение данной пробы затруднено по иным причинам. Анализ количества звуков, входящих в состав слова, протекает в этих случаях легче. Однако заметные трудности вызывает качественный анализ звуков, составляющих слово. Пытаясь уточнить эти звуки, испытуемый либо пропускает некоторые из них, либо выделяет лишь наиболее артикуляторно сильные компоненты звукового комплекса, либо вообще ошибочно квалифицирует звуковые компоненты слова (например, «н» как «л» или «д», «б» как «м» и т. д.). Характерно облегчение выполнения пробы при контроле орального образа звука (отслеживание движения губ в зеркале).
При поражениях нижних отделов премоторной зоны левого полушария особенные трудности больные обнаруживают при определении порядка звуков, составляющих слово, а на первый план выступает наиболее артикуляторно сильный компонент комплекса (например, в слове «луч» звук «ч» выделяется как первый). Также возникают затруднения в определении того, какой звук идет до или после заданного («к-о-т» оценивается как «кто» или «ток»).
При поражениях лобных и лобно-височных отделов левого полушария грубые ошибки в оценке позиции звука в слове и синтез звуков в целое слово могут принимать весьма выраженный характер.
При поражениях нижнетеменных или теменно-височно-затылочных отделов левого полушария у испытуемого не будут диагностированы дефекты фонематического слуха и артикуляций, но могут возникнуть заметные трудности в оценке положения звуков в целом слове или в том, чтобы уложить последовательную серию звуков в целостную одновременно воспринимаемую структуру.
Вторым этапом исследования звуковой стороны речи является исследование понимания слов. Понимание слов предполагает, с одной стороны, достаточно четкий и прочный фонематический слух, с другой стороны, достаточную сохранность связи этих звуковых комплексов с теми образами (предметов, качеств, действий, отношений), которые они обозначают.
Поэтому понимание значения слов может нарушаться как при дефектах фонематического слуха, так и в случаях височно-затылочных поражений, когда звуковая структура слова остается сохранной, но система звуковых следов или связей звукового комплекса оказывается нарушенной.
Пробы на понимание слов.
Испытуемому предлагается последовательно показывать:
1. Называемые экспериментатором реальные предметы (например, окно, дверь, часы, карандаш, подоконник, люстру) или их изображения, положенные на стол,— названный предмет совмещается со зрительным восприятием, что облегчает выполнение.
2. Называемые предметы, которые он непосредственно не видит и которые сначала должен найти (например, «глаз», «ухо», «нос», «подбородок»), где обозначение опирается только на кинестетическое выделение названного объекта, что затрудняет исполнение пробы.
Усложненными вариантами указанных проб являются:
1. Использование для обозначения показа редко встречающихся слов (например, «колено», «пятка», «скула», «стопа»).
2. Многократное повторение группы одних и тех же слов (например, «глаз— ухо— нос», «глаз— ухо— нос» или «нож— стакан — карандаш», «нож— стакан— карандаш»).
3. Предъявление испытуемому не одного, а двух-трех слов, соответствующих частям лица или предметам, которые нужно последовательно, сразу друг за другом, но в разном порядке показать (например: «глаз — нос — ухо», «ухо — нос – глаз», «нос — ухо— глаз» или «стакан — нож — карандаш» и т. д.).
Индикатором понимания слова служит правильность исполнения требуемого действия. Больные с поражением левой височной доли демонстрируют симптом «отчуждения смысла слов» — не воспринимают предъявленное слово достаточно отчетливо и поэтому не могут понять его значение либо подобная функция ослабевает после нескольких повторений.
Если потеря понимания слова наступает после увеличения количества предъявляемых сразу слов, то это может свидетельствовать о функциональной неполноценности средних отделов левой височной области.
Испытуемые с лобными и лобно-височными поражениями хорошо понимают отдельные изолированно предъявляемые слова, но испытывают затруднения при переходе от одного слова к другому— инертно застревают на одном.
Следующая методика на понимание слов «Узнавание слов-паронимов по картинкам» (В. В. Тарасун)
Перед испытуемым на столе раскладываются 10 рисунков, и задается вопрос, знает ли он, что на них изображено.
При утвердительном ответе экспериментатор предлагает испытуемому показывать на картинках те изображения, которые соответствуют попарно называемым словам.
Далее называются следующие пары слов: трава — дрова; уточка — удочка; крыша — крыса; мишка — мышка: бочки—почки; дочка — точка; коса — коза; пашня — башня; год — кот и др.
Подобная проба может указывать на уровень развития или сохранность фонематического слуха, связанного с эффективностью функционирования верхне-задних участков левой височной коры (словесные значения).
Следующим этапом изучения звуковой стороны речи является исследование понимания простых предложений, которые являются основной единицей речи.
Для диагностики можно использовать метод «Идентификация сюжета по смыслу фразы»
Испытуемому предъявляются простые фразы, после чего он должен найти среди нескольких картинок такую, на которой изображение соответствует заложенному во фразе событию. Например: мужчина рубит дрова; мальчик рисует картину и т. д.
Понимание простого предложения, не включающего сложные формы управления, обычно не представляет больших трудностей для испытуемых с мозговыми поражениями. Тот факт, что форма простого предложения является наиболее привычной и хорошо упроченной единицей разговорной речи, делает ее понимание достаточно сохранным. Нередко даже в тех случаях, когда испытуемый перестает понимать значение отдельных слов, это с успехом можно восстановить, включая это слово в контекст привычного предложения.
Однако понимание предложений может иметь известные границы. Одним из осложнений для понимания предложения является увеличение его объема. Испытуемые с поражением височных отделов коры (коркового отдела слухо-речевого анализатора) могут испытывать заметные затруднения даже при небольшом расширении объема предлагаемого на слух предложения. При этом отдельные входящие в него слова выпадают, предложение перестает восприниматься как целое, испытуемый обнаруживает тенденцию реагировать на отдельные выхваченные из контекста слова. Поэтому данные виды фрагментарного понимания фразы нередко можно наблюдать у больных с тяжелыми поражениями височных отделов коры.
Таким образом, диагностика слухового восприятия позволяет установить проблемы восприятия как отдельных звуков, так и их сочетаний, которые могут быть скрыты при восприятии обыденных звуков и привычной речи.
Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология об основных методах диагностики зрительного восприятия».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.