Найти тему

В Армении появились признаки начала переоценки роли внешнего фактора

После катастрофического завершения 44-дневной войны, когда власти Армении основную вину за военное поражение и обострившиеся проблемы возложили на Россию и ОДКБ, во многих армянских СМИ стали замалчивать позитивные аспекты двусторонних российско-армянских отношений и все больше армянских политиков и экспертов стали призывать к радикальному изменению внешнеполитического курса Еревана, вплоть до полного разрыва отношений с Москвой. По мнению политолога, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Александра Крылова, сегодня эта тенденция развивается.

«В настоящее время в более радикальном и наступательном духе продолжают тиражироваться антироссийские идеи и лозунги. Однако принципиальным отличием нынешней информационной ситуации стала резкая критика российской политики со стороны высшего армянского руководства во время Второй карабахской войны. Премьер-министр Никол Пашинян обвинил Москву в масштабных потерях в вооруженных силах Армении и Нагорного Карабаха из-за поставок устаревшего и бракованного российского вооружения для армянской армии, а затем – в невыполнении Россией и ОДКБ своих обязательств по защите безопасности и границ Армении, в неспособности защитить армянское население в контролируемой Российским миротворческим контингентом зоне безопасности в Нагорном Карабахе. Аналогичные обвинения в адрес России звучали со стороны руководителей парламента, Совета безопасности и других органов власти», - сказал российский политолог.

Александр Крылов, в частности, в беседе с корреспондентом «Голоса Армении» Зарой Геворкян, процитировал слова из новогоднего обращения Никола Пашиняна, в котором армянский премьер дал следующую оценку политики России и других международных акторов:

«Агрессия против суверенной территории Армении с мая 2021 года по 13 сентября 2022 года была вдвойне болезненной, потому что наши союзники по безопасности оставили нас в одиночестве, предпочтя оставаться в статусе пассивного наблюдателя или предложив в качестве альтернативы статус активного наблюдателя. Но мы не остались в одиночестве в мире, и я хочу поблагодарить те страны и международные организации, которые не остались равнодушными к этой ситуации и, не имея никаких обязательств перед нашей страной, пошли на беспрецедентные решения в поддержку установления безопасности и стабильности в нашем регионе», - сказал Пашинян.

Нет сомнений в том, что Запад серьезно работает на ниве инфопропаганды. В контексте острого конфликта России с коллективным Западом, финансируемые США/НАТО/ЕС прозападные политические силы и их информационные ресурсы в Армении играют роль ретрансляторов зарубежной пропаганды... Информационные же ресурсы пророссийских политических сил, имеют ограниченное влияние. Их финансовые возможности несопоставимы с той поддержкой, которую получают в Армении сторонники разрыва отношений с Россией. В результате, по мнению Крылова, информационное освещение темы российской политики на Южном Кавказе превращается в препятствие для сохранения союзного характера и дальнейшего развития двусторонних российско-армянских отношений. В сложившейся ситуации российский политолог считает вполне обоснованным мнение старшего советника МИД России А.Ананьева: «Гражданское общество Армении осталось практически наедине с действующей властью, проводящей противоречивую и двусмысленную линию. Оппозиция, как парламентская, так и внепарламентская, не предлагает альтернативную позицию. Население в итоге попадает под влияние абсурдных стереотипов, диктуемых через ангажированные СМИ и социальные сети, или остается полностью дезориентированным».

В то же время, по словам российского эксперта, в армянском обществе в последнее время появились признаки начала переоценки роли внешнего фактора. В частности, в ноябре 2022 года на выездной сессии Примаковских чтений в Ереване некоторые армянские эксперты высказали мнение, что армянское общество начинает осознавать тщетность надежд на решение собственных проблем другими (диаспорой, Россией, США и т. п.). «Данная тенденция, если она получит дальнейшее развитие, может оказать мобилизующее воздействие на общество, направить деятельность различных политических сил в более конструктивное русло. В этом случае снизится степень зависимости армянского информационного пространства от деструктивных внешних сил, что, на мой взгляд, будет способствовать более объективному освещению политики России и в прошлом, и в настоящем…», - считает Александр Крылов.