#Татьяна #Воспитание #Выбор_будущего #Нашидети
Начну с примера из детства дочки.
Приехали семьей в отпуск в Крым, радостно вышли на пляж и дочурка столкнулась со сложностью: когда она, девочка активная и общительная, попробовала познакомиться, у неё не получилось. Детишки, приехавшие ранее, уже все разбились на компании, играли каждая компания в какие-то свои игры, и, когда несколько раз дочь, предложив свое участие, столкнулась с отказами, мы совместно сели и стали думать, с кем и как нужно знакомиться и как это знакомство необходимо продумать и организовать, чтобы оно было успешным.
Режим обсуждения с дочкой, в котором (это важно) она являлась полноценным участником, был таким:
Смотрим, какие компании на пляже нам интересны. Например, вот компания ребят рыбо - краболовов. Они постоянно в воде на средней глубине, экипированы масками и ластами, судя по азартным крикам, соревнуются, кто больше поймает, и в ведерке у них что - то шустро плавает и ползает. Другими словами, у них уже в разгаре совместное дело, и, предлагая им совместную рыбалку, да еще и без соответствующей экипировки, высокий шанс получить отказ.
Вот компания девочек и мальчиков, которая строит замок. Замок почти достроен, девочки более младшего возраста уже тащат туда зверей и кукол. Здесь шансов на удачное совместное времяпрепровождение больше, у нас в запасе есть несколько интересных кукольных зверей, в то же время смотрим дальше.
А здесь, неподалеку, возле мамы с бледной кожей (скорее всего, так же, как и мы, недавно приехали), сидит такая же бледнокожая девочка. (Далее диалог с дочкой)
- Если ты у ней подойдешь, высокий шанс на совместную игру, ведь девочка возле читающей мамы откровенно заскучала. Давай подумаем, что и как ты ей предложишь.
Дочка задумывается:
- Я подойду и скажу «привет, давай дружить».
- Как вы будете действовать дальше?
Снова задумалась:
- Мы сможем поиграть в мяч в воде, как вот те ребята, у нас ведь есть мячик.
— Вот и еще одну игру можете воспроизвести. В то же время можно сделать еще интереснее. Ты хочешь, чтобы девочка сама к тебе подошла?
Дочка даже подпрыгнула от удовольствия:
- Было бы замечательно. А как это сделать?
- Смотри, ты же с самого начала заинтересовалась теми детишками, которые заняты каким-то делом. Значит…
— Значит, - подхватывает дочка, - я придумаю интересное дело!
- Совершенно точно! И к твоему делу захотят приобщиться не только эта девочка, но и еще много кто!
И мы придумали: папа научил дочурку колоть камушки.
Сначала рассказал технику безопасности, затем показал, как это делать, проконтролировал ее действия под нашими присмотром и после того, как дочь продемонстрировала уверенное владение техникой раскалывания камушков на части и показа фокусов « как из целого камушка легким движением руки сделать три части» - она села неподалеку от девочки, с упоением стала раскалывать камни, и уже через пять минут соседская девочка в ней придвинулась, через десять остановился еще один проходящий мальчик через полчаса человек семь увлеченно занимались общим делом, после чего такой же дружной компанией ушли купаться).
Что было совместно сделано
Мы придумали образ «задорная умелая дочка организует интересную игру, в которую охотно вливаются другие дети». Мы обсуждаем, как если бы дочь уже была именно той «дочкой из будущего», и именно из будущего образа уверенного организатора новой игры продумывали, какая именно игра будет интересна и девочкам, и мальчикам разного возраста, как необходимо организовать процесс вовлечения в игру (присаживаться неподалеку и начинать азартно работать), как организовывать процесс (понятно рассказывать технику безопасности, вносить элемент соревновательности (кто в пыль расколет, кто напополам ровно). То есть придумывали туда путь.
Когда человек заявляет для себя смысл/амбицию (хочу организовать классную веселую интересную игру и стать лидером для группы детей), он обращается в будущее и формирует и образ будущего, и образ себя в нём. И тогда решения сегодня он принимает, глядя на свою сегодняшнюю ситуацию оттуда, как если бы он был уже там. Оттуда мы смотрим и планируем, как и посредством чего мы будем в это светлое будущее идти. Мысленно находясь уже там, мы формируем туда путь.
Тем самым человек самостоятельно формирует свой новый характер, свой путь, нового себя.