Найти в Дзене
Культурный Кот

5 особенностей дореволюционного кино

Не зря Владимир Ильич завещал, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Ведь кинематограф Российской империи вполне сопоставим с современным Голливудом. На 1916 год в стране работало 52 киностудии, а кинозалы существовали в каждом губернском и уездном городе. Производство русского кино имело свою специфику, которая сильно отличала отечественные картины от зарубежных. Давайте изучим пятёрку интересных фактов о дореволюционном синематографе. 1. Театральная поддержка В "просвещённой" Европе театральные деятели объявили войну синематографу. Для этого в 1912 году они объединились в единый фронт борьбы с кино, куда были приглашены и русские режиссёры театра. Однако из Петербурга пришла депеша, что кино "не является злом, для борьбы с которым следует созывать международные совещания". Наши театралы видели в новом жанре ещё один способ донести свои идеи до массового зрителя. Хотя актёров на съёмки отпускали неохотно, чаще всего для экранизации классических произведений. 2. Опе
Оглавление

Не зря Владимир Ильич завещал, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Ведь кинематограф Российской империи вполне сопоставим с современным Голливудом. На 1916 год в стране работало 52 киностудии, а кинозалы существовали в каждом губернском и уездном городе. Производство русского кино имело свою специфику, которая сильно отличала отечественные картины от зарубежных. Давайте изучим пятёрку интересных фактов о дореволюционном синематографе.

1. Театральная поддержка

В "просвещённой" Европе театральные деятели объявили войну синематографу. Для этого в 1912 году они объединились в единый фронт борьбы с кино, куда были приглашены и русские режиссёры театра. Однако из Петербурга пришла депеша, что кино "не является злом, для борьбы с которым следует созывать международные совещания".

Александринский театр в Петербурге. Источник: Яндекс картинки
Александринский театр в Петербурге. Источник: Яндекс картинки

Наши театралы видели в новом жанре ещё один способ донести свои идеи до массового зрителя. Хотя актёров на съёмки отпускали неохотно, чаще всего для экранизации классических произведений.

2. Оператор самый главный

В ХХ и ХХI веке на площадке всем заправляет режиссёр, а за её пределами продюсер. А до революции главным был засъёмщик (оператор). И спрос на них был огромен. Бывшие фотографы и киномеханики оперативно переучивались работать с камерой. А в Россию приезжали на заработки даже европейцы. Режиссёр же отвечал только за организационные моменты: осмотр декораций, подготовка костюмов, приготовление обеда и проч.

На съёмках картины "Русская свадьба XVI века" режиссёр Василий Гончаров впервые оптимизировал процесс съёмок. Для этого он секундомером засекал время затрачиваемое на переодевание актёров и смену декораций.

3. Государева цензура

С началом массового распространения кино, государство начало регулировать эту сферу. Первым делом запретили фильмы "парижского жанра" (то бишь 18+).

Парижский жанр русского кино. Источник: Яндекс картинки
Парижский жанр русского кино. Источник: Яндекс картинки

Далее наложили запрет на показ в картинах членов царской семьи. Не остался в стороне и Священный Синод. Духовная цензура запретила демонстрацию религиозных обрядов, процессий, икон и богослужений (в том числе католических).

Помимо цензуры государство регулировало и правила работы кинозалов. Инструкции обязывали отгораживать залы глухими капитальными стенами, устанавливать несгораемые потолки и принудительную вентиляцию.

4. Эксперименты с жанрами

В 1909 году сразу несколько студий пришло к выводу, что российской публике должны понравиться фильмы ужасов. В итоге компания "Братья Пате" сняла классический "Вий", а "Торговый дом Ханжокова" выпустил ужастик "В полночь на кладбище". К сожалению, обе картины утеряны во время Великой Отечественной.

"В полночь на кладбище". Источник: Яндекс картинки
"В полночь на кладбище". Источник: Яндекс картинки

В Первую Мировую в прокат вышла пропагандистская картина "Иуда - коронованный предатель Болгарии". Она интересна тем, что создана как детектив основанный на реальном политическом материале.

Именно в России был снят первый мультфильм. В 1912 году зрители увидели картину "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".

"Прекрасная Люканида". Источник: Яндекс картинки
"Прекрасная Люканида". Источник: Яндекс картинки

В качестве актёров использованы высушенные жуки, приводимые в действие при помощи проволоки и пластилина. По этому поводу британская Evening News писала: "Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения"

5. Вопрос об авторских правах

Режиссёр Василий Гончаров ставил в театре спектакль о Стеньке Разине. Для создания киноиллюстраций к постановке, он пригласил фотографа Александра Дранкова. Однако отснятый материал Дранков переделал в короткометражку, которую выпустил в прокат под названием "Понизовая вольница".

Понизовая вольница. Источник: Яндекс картинки
Понизовая вольница. Источник: Яндекс картинки

Гончаров подал в суд на бывшего коллегу, однако иск был отклонён ибо тогда в России сценарии не считались каким-либо произведением.

Вот таким было "детство" отечественного кино. А вы видели дореволюционные фильмы? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.