Не зря Владимир Ильич завещал, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Ведь кинематограф Российской империи вполне сопоставим с современным Голливудом. На 1916 год в стране работало 52 киностудии, а кинозалы существовали в каждом губернском и уездном городе. Производство русского кино имело свою специфику, которая сильно отличала отечественные картины от зарубежных. Давайте изучим пятёрку интересных фактов о дореволюционном синематографе.
1. Театральная поддержка
В "просвещённой" Европе театральные деятели объявили войну синематографу. Для этого в 1912 году они объединились в единый фронт борьбы с кино, куда были приглашены и русские режиссёры театра. Однако из Петербурга пришла депеша, что кино "не является злом, для борьбы с которым следует созывать международные совещания".
Наши театралы видели в новом жанре ещё один способ донести свои идеи до массового зрителя. Хотя актёров на съёмки отпускали неохотно, чаще всего для экранизации классических произведений.
2. Оператор самый главный
В ХХ и ХХI веке на площадке всем заправляет режиссёр, а за её пределами продюсер. А до революции главным был засъёмщик (оператор). И спрос на них был огромен. Бывшие фотографы и киномеханики оперативно переучивались работать с камерой. А в Россию приезжали на заработки даже европейцы. Режиссёр же отвечал только за организационные моменты: осмотр декораций, подготовка костюмов, приготовление обеда и проч.
На съёмках картины "Русская свадьба XVI века" режиссёр Василий Гончаров впервые оптимизировал процесс съёмок. Для этого он секундомером засекал время затрачиваемое на переодевание актёров и смену декораций.
3. Государева цензура
С началом массового распространения кино, государство начало регулировать эту сферу. Первым делом запретили фильмы "парижского жанра" (то бишь 18+).
Далее наложили запрет на показ в картинах членов царской семьи. Не остался в стороне и Священный Синод. Духовная цензура запретила демонстрацию религиозных обрядов, процессий, икон и богослужений (в том числе католических).
Помимо цензуры государство регулировало и правила работы кинозалов. Инструкции обязывали отгораживать залы глухими капитальными стенами, устанавливать несгораемые потолки и принудительную вентиляцию.
4. Эксперименты с жанрами
В 1909 году сразу несколько студий пришло к выводу, что российской публике должны понравиться фильмы ужасов. В итоге компания "Братья Пате" сняла классический "Вий", а "Торговый дом Ханжокова" выпустил ужастик "В полночь на кладбище". К сожалению, обе картины утеряны во время Великой Отечественной.
В Первую Мировую в прокат вышла пропагандистская картина "Иуда - коронованный предатель Болгарии". Она интересна тем, что создана как детектив основанный на реальном политическом материале.
Именно в России был снят первый мультфильм. В 1912 году зрители увидели картину "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".
В качестве актёров использованы высушенные жуки, приводимые в действие при помощи проволоки и пластилина. По этому поводу британская Evening News писала: "Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения"
5. Вопрос об авторских правах
Режиссёр Василий Гончаров ставил в театре спектакль о Стеньке Разине. Для создания киноиллюстраций к постановке, он пригласил фотографа Александра Дранкова. Однако отснятый материал Дранков переделал в короткометражку, которую выпустил в прокат под названием "Понизовая вольница".
Гончаров подал в суд на бывшего коллегу, однако иск был отклонён ибо тогда в России сценарии не считались каким-либо произведением.
Вот таким было "детство" отечественного кино. А вы видели дореволюционные фильмы? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.