В статье “Любить нельзя учить” мы с вами сошлись на том, что учитель не обязан любить каждого ученика. Но что он должен, так дать ученикам возможность научиться многому. И сделать это так, чтобы на уроке было не страшно и не скучно. Этого можно достичь несколькими средствами.
Во-первых, учитель должен быть безопасным взрослым, то есть не создаёт физическую или психологическую опасность и не манипулирует детьми. Это же касается саркастических высказываний и риторических высказываний на уроке.
Во-вторых, ответственный учитель поддерживает всех учеников, чтобы они смогли достичь поставленных целей. Данную мысль особенно хотелось бы донести до школ, директоров и учителей, которые собственноручно устраивают отсев после 9 класса, принимая решения за учеников.
И помочь в этом может дифференциация в классе, так как никогда не бывает абсолютно однородных по знаниям классов. Участники интервью “Учителя учителям” предлагают организовать дифференциацию следующим образом, хоть это и может быть сложнее, чем организовать обычный урок.
Задача в том, чтобы все учащиеся получили задания на одну тему, но разной сложности. Соответственно, более сильные дети должны получить более сложные задания, чтобы не заскучать, а менее успешные в учебе дети заслуживают более простых заданий, чтобы им удалось справиться с ними и не потерять веру в себя. Таким образом, и отметки отражают именно прогресс ученика.
Более слабому ученику нужны типовые задачи, которые он смог бы научиться решать “на автомате” и получить свою ситуацию успеха. Когда закреплен навык на одном уровне, можно переходит к следующей сложности.
Для сильных же учеников можно предложить даже нерешаемую на данном этапе задачу. Ее не получится легко решить, но с приложением сил и времени учащихся ожидает достижение, ведь они справились со сложнейшим заданием. Значит, и в будущем подобное будет возможно.
Дифференциация - это прекрасно, но трудозатратно, особенно с большой нагрузкой и большими классами.
Работая в сложных, неоднородных классах и в престижных школах, где много трудных учеников, научить всех на тройку - это уже большой подвиг. Дать минимум всем, не забросить тех, кто хочет больше, - это даже более сложная работа, чем с одаренными ребятами.
Но я написала этот текст, чтобы было, куда стремиться, чтобы были ориентиры. А родители и дети научились бы ценить учителей, которые стараются соответствовать вышеназванным качествам.