Диагностическая таблица. Цели и задачи Федеральной образовательной программы
1. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО
Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития
Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране.
2. Воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности.
3. Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.
4. Содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи.
5. Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
6. Создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы.
7. Поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи
8. Формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
9. Ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым.
Познавательное развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
2. Приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.
3. Воспитание уважения к людям — представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежность.
4. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну).
5. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Речевое развитие
Задачи воспитания
1. Владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения,
2. Воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Художественно-эстетическое развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями).
2. Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры.
3. Становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребенка.
4. Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности.
5. Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми.
6. Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Физическое развитие
Задачи воспитания
1.Формирование отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
2. Формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.
3. Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам.
4. Воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств.
5. Приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития.
6. Формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
7. Ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу.
Диагностическая таблица. Соответствие планируемых результатов Федеральной образовательной программе.
Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития ФОП
Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает.
Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития от 2 лет до 3 лет ФОП
Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает
1. Ребенок имеет эмоционально-положительное состояние в период адаптации к ДОО,
2. Ребенок имеет игровой опыт ребёнка, умение отражать в игре представления об окружающей действительности.
3. Ребенок имеет доброжелательное взаимоотношение с детьми, эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия,
4. Ребенок имеет элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО.
5. Ребенок имеет первичные представления о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
6. Ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение.
7. Ребенок проявляет интерес к сверстникам и наблюдает за их действиями и подражает им, играет рядом.
8. Ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого.
9. Ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
10. Ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели, знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели.
11. Ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе.
12. Ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области познавательного развития от 2 лет до 3 лет ФОП
1. Ребенок обладает разными видами восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
2. Ребенок имеет наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач.
3. Ребенок умеет обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
4.Ребенок имеет простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания,
5. Ребенок имеет первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых.
6. Ребенок имеет представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО.
7.Ребенок умеет взаимодействовать с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы.
8. Ребенок способен наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
12. Ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях.
13. Ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия.
14. Ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности, свое имя, имена близких, демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее).
15. Ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их
особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам.
16. Ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях.
17. Ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия.
18. Ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности, свое имя, имена близких, демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее).
19. Ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их
особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области речевого развития от 2 лет до 3 лет ФОП
1. Формирование словаря:
1.1. Ребенок понимает речь и словарь его активизируется.
1.2. Ребенок умеет по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных.
1.3. Речь и словарь ребенка обогащается существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
2. Звуковая культура речи:
2.1. Ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки, звукоподражает и повторяет отельные слова.
2.2. Ребенок правильно произносит звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса.
3. Грамматический строй речи:
3.1. Ребенок умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
4. Связная речь:
4.1. Ребенок понимает речь педагога, умеет отвечать на вопросы.
4.2. Ребенок умеет рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.
5. Интерес к художественной литературе:
5.1. Ребенок умеет воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него).
5.2. Ребенок умеет договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей.
5.3. Ребенок откликается на ритм и мелодичность стихотворений, потешек.
5.4. Ребенок умеет в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты.
5.5.Ребенок умеет е произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу- мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
5.6. Ребенок рассматривает книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно.
5.7. Ребенок воспринимает вопросительные и восклицательные интонации художественного произведения.
6. Ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение, может обращаться с вопросами и просьбами.
7. Ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области художественно-эстетического развития от 2 лет до 3 лет ФОП
1. Приобщение к искусству:
1.1. Ребёнок обладает художественным восприятием (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой.
1.2. Ребёнок имеет интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности.
1.3.Ребёнок проявляет интерес на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства).
1.4. Ребёнок знаком с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими).
1.5. Ребёнок имеет интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки).
1.5. Ребёнок умеет выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.
1.6. Ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них.
2. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства.
3.Ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования, может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними, рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки.
4. Музыкальная деятельность:
4.1. Ребёнок имеет интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
4.2. Ребёнок умеет воспринимать музыку, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать.
4.3.Ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения.
5. Театрализованная деятельность:
5.1. Ребёнок имеет интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
5.2. Ребёнок отзывается на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
5.3. Ребёнок умеет проявлять самостоятельность, активность в игре с персонажами-игрушками.
5.4. Ребёнок умеет следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
5.5. Ребёнок умеет перевоплощаться в образы сказочных героев.
5.6. Ребёнок умеет воспринимать театрализованные выступления педагогического театра (взрослых).
6. Культурно-досуговая деятельность:
6.1. Ребёнок имеет чувства комфортности, уюта и защищенности.
6.2. Ребёнок умеет самостоятельно работать с художественными материалами.
6.3. Ребёнок готов к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.
6.4. Ребёнок умеет следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
6.5. Ребёнок имеет навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области физического развития от 2 лет до 3 лет ФОП
1. Ребёнок осваивает упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.
2. Ребёнок удерживает равновесие и ориентировку в пространстве.
3. Ребёнок имеет желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах.
4. Ребёнок проявляет интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям.
5. Ребёнок выполняет культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания согласно возрасту, демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное).
6.У ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам.
7. Ребенок с желанием играет в подвижные игры.
Итого по возрасту