Весну 1989 года Норвежское море встречало мрачным событием. Советская атомная подводная лодка «Комсомолец» (К-278) затонула в акватории. Это событие трагически воспринял советский флот, но это же событие вызвало значительный интерес морских и разведывательных структур блока НАТО. Кроме того, норвежские экологи сильно озаботились, поскольку на борту подводной лодки находились два ядерных реактора. Помимо реактора, на борту оставались как минимум пара торпед, оснащённых боеголовками с плутонием.
Атомная подводная лодка «Комсомолец» - история кратко
АПЛ К-278 спустили на воду весной 1983 года (Северодвинск). Субмарина имела корпус длиной 120, высотой 11.5, шириной 8.2 метров. Значение подводного водоизмещения отмечалось на уровне 8000 тонн. На борту атомной подводной лодки «Комсомолец» имелись два ядерных реактора, выполненные по новой технологии (жидкометаллический теплоноситель). Корабль обладал новым корпусом - титановый, облегчённый и прочный, что делало возможным погружение на значительную глубину (более 1000 метров). Правда, граница рабочей глубины АПЛ составляла 900 метров.
Никакая другая субмарина в мире не обладала способностями достигать таких параметров глубинного погружения.
На обслуживание субмарины требовался экипаж в количестве 70 подводников. Боевое снаряжение - торпеды и крылатые ракеты, оснащаемые обычными или ядерными боеголовками. По классификации блока НАТО корабль отмечался классом «Mike». Это была первая в классе больших ударных подводных лодок советская субмарина. Что интересно, несмотря на статус прототипа, в конце 1984 года атомную подводную лодку «Комсомолец» направили на оперативное патрулирование.
Трагическая гибель советской субмарины «Комсомолец»
Весной 1989 года (7.04.89) субмарина Северного флота «Комсомолец» будучи на глубине 380 метров в акватории Норвежского моря, несла службу недалеко от острова Медвежий (норвежские о-ва Бьорноя). На тот момент времени корабль находился в режиме патрулирования больше 30 суток. По неизвестным причинам на борту (отсек №7) произошёл разрыв воздушной линии высокого давления. В момент разрыва воспламенилось машинное масло, начался пожар. Вахтенный отметил резкое повышение температуры на корме и попытался связаться с отсеком, но ответа не получил.
Пожар стремительно разгорался и подводники решили тушить огонь фреоном, понимая, что от газа погибнут все, кто есть в отсеке, не зная при этом, что живых там уже нет. Тем временем, воздушная струя высокого давления подпитывала огонь, словно доменную печь. Пламя быстро распространилось по кабельным каналам на шестой отсек, несмотря на закрытые люки. Здесь, как по команде:
- отключились турбогенераторы,
- сработала аварийная система защиты ядерных реакторов от перегрузок,
- прекратилось вращение вала гребного винта.
Опасаясь расплавления реактора, подводники отключили основной источник энергии субмарины «Комсомолец», фактически оставив корабль без движения. В таком состоянии субмарина осталась на глубине 150 метров без возможности подъёма. Далее отключились внутренние коммуникации и следом масляные насосы, с последующим снижением гидравлического давления на системах управления.
Сбой систем управления в результате пожара
Вертикальный руль заело, паровые плоскости погружения не поддавались управлению. Командир подлодки приказал продуть цистерны главного балласта, в результате АПЛ «Комсомолец» поднялась почти на 100 метров. На этом уровне глубины подводники повторили продувку и всё-таки вывели атомную подводную лодку на поверхность. Здесь командир АПЛ незамедлительно отправил Управлению флотом закодированный сигнал помощи. Однако подъём на поверхность не принёс «Комсомольцу» спасения.
Проникающий через кабельные каналы огонь охватил все кормовые отсеки. Командир приказал подводникам, не занятым устранением повреждений, выходить наверх. Остающиеся спасать корабль надели маски, подключили систему аварийного дыхания, так как воздух внутри АПЛ заменял теперь продукт горения – углекислый газ. Фактически большая часть экипажа продолжила спасать корабль в условиях ядовитой атмосферы.
Командование Северного флота тем временем получило отправленное сообщение, но искажённое шумами, трудно поддающееся расшифровке. В результате местоположение субмарины на тот момент оставалось неизвестным.
На лодке огонь достиг уже передних отсеков. Не было никаких известий от девяти подводников, которые оставались внутри реакторного отсека. Несколько членов экипажа АПЛ «Комсомолец» надели автономные дыхательные аппараты и решили войти в реакторный отсек. Здесь нашли двух чудом выживших товарищей, которых эвакуировали наружу. Другая группа подводников прошла в пятый отсек, эвакуировала двух членов экипажа. В третьем отсеке удалось перезапустить дизель-генератор и восстановить энергоснабжение субмарины.
Ситуация, однако, не оставляла командиру АПЛ ничего другого, как передать командованию незашифрованным второе сообщение с указанием:
- наименования подводной лодки,
- местонахождения корабля,
- создавшихся обстоятельств.
Штаб ВМФ принял и незамедлительно отдал приказ на спасение экипажа, включая обращение за помощью к ВМФ Норвегии. Примерно в 100 км от АПЛ «Комсомолец» находились три советских корабля, которым приказали прибыть к месту происшествия. Также отправили спасательный самолёт с аэродрома Кольского полуострова. Норвежцы получили сообщение об аварии, но на помощь не выходили, предположили, что русские проводят учебную спасательную операцию.
Попытки спасения экипажа субмарины
На подлёте к точке аварии с борта спасательного самолёта увидели АПЛ и группу подводников на палубе. Воодушевлённые прибытием самолёта, моряки решили не надевать гидрокостюмы, несмотря на низкую температуру воды (2-3°C). Понадеялись на скорое прибытие помощи. Однако ветер усиливался, волны поднимались, захлёстывали палубу. Здесь – на палубе, находилась большая часть экипажа, тогда как несколько подводников оставались внутри - в диспетчерской, у генератора.
Более четырёх часов удавалось держать АПЛ «Комсомолец» на плаву, пожар также удалось локализовать, но моряков-подводников ждала другая беда. После очередной продувки балластных цистерн, обнаружилась протечка в корпусе, появившаяся в результате пожара. В лодку начала поступать вода. Устранить это повреждение уже не представлялось возможным. Командир корабля приказал покинуть АПЛ «Комсомолец».
Были надуты два спасательных плота. Кроме того, с борта спасательного самолёта подводникам сбросили ещё один малый плот. Тем временем, подтопление лодки ускорилось, моряки спешно грузились на плоты. Один из плотов, однако, перевернулся, часть экипажа оказались в воде. Корабль скрылся под водой, унося с собой второй плот и тех, кто оставался внутри. Второй плот оторвался и всплыл, но достаточно далеко от людей. Около часа оставался в холодной воде сошедший с лодки экипаж. Почти половина подводников переохладились и утонули.
Тем временем, внутри атомной подводной лодки «Комсомолец» оставались живыми несколько членов экипажа вместе с командиром. Здесь была предпринята попытка загрузки в спасательную капсулу, что в конечном итоге удалось сделать. Однако до последнего момента капсула не отрывалась от корабля. Лодка стремительно погружалась. На глубине около 400 метров капсула, наконец, отрывается, всплывает на поверхность, но выбраться из капсулы живым удаётся только одному из группы.
Когда к месту трагедии подошло рыбацкое судно, живыми на воде нашли 30 подводников. Всех подняли на борт, но позже несколько моряков скончались от отравления угарным газом.