Программа утилизации подводных лодок России отметилась летом 2003 года выходом из бухты Гремиха Мурманской верфи атомной подводной лодки К-159. Точнее лодку решили отбуксировать к пункту назначения – док завода «Нерпа» города Снежногорска. Что примечательно – это была 13-ая по счёту буксировка. До этого момента были успешно выведены 12 субмарин. Буксировщиком здесь выступал спасательный буксир СБ-406.
Буксировка АПЛ К-159 (627А) на базу утилизации
С целью усиления эффекта плавучести субмарины, предварительно на корпусе корабля в носовой области и по корме установили две пары понтонов (ССП-200). Каждый такой понтон имел массу 11 тонн и водоизмещение 200 тонн, соответственно. Сооружение буксирной конструкции сопровождалось тросовым крепежом непосредственно к стальным листам, приваренным на внешнюю область корпуса подводной лодки.
Процесс буксировки АПЛ стартовал 30 августа 2003 года. Однако, спустя некоторое время, атомная подводная лодка К-159 попала в шторм. Случилось это в районе острова Кильдин (Баренцево море), где высота волн отмечалась на уровне 2-4 метров при скорости ветра до 17 м/с. Создавшиеся тяжёлые условия буксировки привели к срыву пары носовых понтонов. В результате отсек № 8 АПЛ заполнился водой.
Одновременно с этим событием разрушились крепления кормовой пары понтонов с полной утерей опорных функций. Оба этих фактора стали причиной затопления атомной подводной лодки К-159 на глубине 240-250 метров. Таким образом, российская субмарина затонула примерно в 6 км от острова Кильдин, когда до места назначения оставалось 26 км. Отсюда до границы с Норвегией примерно 130 км.
Авария АПЛ привела к гибели сопроводительного экипажа подводников. Вместе с лодкой под водами Баренцева моря остались 9 подводников. Как только обнаружилось подтопление отсеков корабля, команда получила приказ покинуть борт. Но успели это сделать только трое. Из троих, покинувших лодку подводников, в живых остался один, пробыв в холодной воде (2-3 градуса) около часа. Ещё двоих подводников обнаружили через 4 часа. Оба погибли от переохлаждения.
Состояние атомного реактора на момент аварии
Относительно состояния атомной подводной лодки К-159 в целом на момент затопления иностранные представители удовлетворения не испытывали. Учитывали период 1989-2003 год. Всё это время российская АПЛ оставалась в воде на плаву в бухте Гремиха. Соответственно были выдвинуты предположения, что атомная подводная лодка К-159 имела крайне плохое состояние, когда затонула.
В принципе, такие предположения подтверждались многочисленными фотоснимками подводной лодки, сделанными непосредственно перед буксировкой. Топливо атомных реакторов субмарины, как отмечалось - это оксид урана, заключенный внутри алюминиевой матрицы. На топливных элементах присутствовала оболочка из нержавеющей стали. Объём загрузки топливом составлял 50-60 кг на два реактора.
Перед буксировкой субмарины, однако, оба реактора были герметизированы. Объём воды первого контура каждого реактора составлял примерно 5,0 м3, давление 10-25 кгс/см2. При этом удельная активность воды первого контура составила 1,3-1,4*104 Бк/л носового реактора и 5,5-8,5*102 Бк/л кормового реактора.
Состояние атомного реактора после 2014 года (аналитически)
Согласно представленным данным российской стороны, реакторы атомной подводной лодки К-159 не выгружались. Следовательно, отработанное ядерное топливо реакторов АПЛ является основным источником потенциально возможного загрязнения окружающей среды. Активность, наводимая в оборудовании и конструкциях реакторного отсека, более чем на два порядка меньше активности продуктов деления, присутствующих в составе отработанного ядерного топлива двух активных зон АПЛ.
Активность продуктов деления отработанного ядерного топлива и наведённую активность в материалах оборудования и конструкций паро-производящих установок, иностранные (норвежские) специалисты оценивали с учётом условий эксплуатации АПЛ. Активность, накопленная в реакторном отделении российской субмарины К-159, оценивалась с помощью программного обеспечения «SCALE - 4.3» (версия 2016 года) и с учётом условий эксплуатации и рабочего цикла. Завышенного уровня радиации не обнаружили.
Решения на подъём атомной подводной лодки К-159 рассматривались несколько раз, но в итоге решения отменялись. Однако на момент 2020 года появились сведения по рассмотрению очередного решения на подъём. Заняться этой работой решили специалисты компании «Росатом». Но подтверждённой информации пока что нет.