В русском языке очень много недосказанного, подразумеваемого, наши иностранные студенты нередко сталкиваются с фигурами косвенной речи. Сегодня мы будем говорить о метасмысле, или скрытых смыслах, и остановимся на метафоре.
Где иностранец может встретить метафору? На самом деле и в разговорной речи, и в устной и письменной.
Сегодня мы приведем пример из новостного сюжета. Дело в том, что в новостях для «острого словца» или для яркости, образности нередко используются метафоры.
Сегодня мы поговорим с вами о таком примере метафоры, как «вторая волна».
«В Москве опять рекорд по новым случаем Ковид. На 50 процентов больше чем накануне. Началась вторая волна».
Слова «вторая волна» являются метафорой. Как объяснить эту метафору иностранцу? Я думаю, что в первую очередь необходимо познакомить иностранных студентов с онтологической классификацией метафор.
Данная классификация основывается на архетипах, то есть на универсалиях, или понятных явлениях всему миру, всем национальностям. Архетипы могут быть разные, например, «вторая волна» – пример природной метафоры: все знают о море, все знают о волнах на море и в данном случае здание метафоры покоится на фундаменте архетипа, самого главного значения слова «море»: «огромное количество воды», и не просто огромное количество воды, а его беспокойное состояние: волна, волнение.
И сразу же можно с нашими иностранными студентами поговорить о волнении в целом, то есть о других метафорах, связанных с этим словом, например: «Я волнуюсь на экзаменах» или «Я потерял голос от волнения».
Вернемся к метафоре «Вторая волна». Считается, что на море вторая, третья волна больше, сильнее предыдущей. Поэтому, говоря «вторая волна», подразумевают, что это рекордное количество заболевших. То есть, мы говорим о второй волне заболеваемости Ковидом.
Также можно дать дополнительную страноведческую информацию нашим студентам: поговорить о девятом вале, который был воспет многими художниками или поэтами. Девятый вал – это самая высокая, а потому и самая опасная для кораблей волна во время шторма. И она несёт, конечно, огромную разрушительную силу. Таким образом, вторая волна заболеваемости вирусом обозначает еще большее, рекордное количество заболевших.
Сегодня мы с вами поговорили о природной метафоре. Если знакомиться с классификацией метафор, можно также вспомнить и метафору родства, например «большой брат» или «крестный отец». Эмотивная метафора посвящена органам чувств человека: «вкус власти» или «запахло жареным».
Помимо метафор, на уроках можно давать также и поговорки, которые тоже основаны на архетипах, например: «Ученье – свет, а неученье – тьма». В сознании и в подсознании людей понятие «свет» – это всегда хорошо, а «тьма» – плохо.
Таким образом, нашим иностранным учащимся будет легче овладеть метафорой, если мы их научим понимать метасмысл посредством классификации метафор. Сначала по онтологической классификации, а затем уже перейти на более сложную классификацию (театральные, медицинские, военные метафоры и т.д.).
Таким образом, вводить понятие метафоры и других косвенных фигур речевой коммуникации на занятиях по РКИ можно доступно, легко, познавательно и интересно.