Найти тему
Русский язык: эмоциональность и магия дискурсивных слов
Русский язык — это как настоящее искусство. Он может быть ярким, выразительным, эмоциональным, способным передать тончайшие оттенки чувств и настроений. И одним из ключевых инструментов в этом арсенале являются дискурсивные слова, которые оживляют нашу речь, делают её понятной и убедительной. Но что это за магические слова, и как они работают? Дискурсивные слова — это, если угодно, связующее звено в любом разговоре. Они не передают конкретных фактов, но создают структуру, помогая слушателю «собирать» смысл сказанного...
1 месяц назад
Выбор формата проверки знаний: тест, контрольная или квиз? Часто в ходе занятий проведение контрольных мероприятий сопровождается стрессовыми ситуациями для студентов. С целью снижения психологического давления, преподаватели предпочитают использовать более инновационные методы оценки, такие как интерактивные и увлекательные викторины и квизы. Эти форматы не только включают в себя вопросы для проверки знаний, но и интерактивные элементы, такие как звуковые эффекты и привлекательные изображения. Концепция квиза (от английского "quiz" – задание, вопрос) предполагает интеллектуальную игру в командном формате, где участники в определенный период времени отвечают на вопросы из разных областей знания. Привлекательность этого метода оценки заключается также в автоматизированном процессе проверки выполненных студентами заданий, а также возможности анализа результатов викторины после загрузки файлов в режиме онлайн. Викторины и квизы являются не только средством контроля, но и интерактивным методом обучения с элементами игры. Студенты могут отвечать на вопросы индивидуально или в составе группы. К тому же викторины и квизы эффективно помогают погрузиться в языковую среду даже за пределами аудитории. Они смешивают игровой аспект и обучение, интегрируя изучаемый язык в различные сферы жизни иностранных студентов. Такой подход позволяет выполнять задания викторин и квизов не только дома с помощью тетради и учебника, но и в пути, в кафе и других местах. Есть несколько онлайн-ресурсов, которые могут быть полезны при создании викторин и квизов. Обратите внимание, что для некоторых из них может потребоваться использование VPN: - Программа Easy-quizzy - Quizlet (quizlet.com) - Quizizz (quizizz.com) - Kahoot и другие. А вы используете викторины или квизы для оценки знаний или закрепления материала, изученного на уроках?
1 год назад
От метафоры от фейков. Как работать со скрытыми смыслами в иностранной аудитории.
Знаете ли Вы, что 40% русской устной и письменной речи составляют скрытые смыслы? Скрытые смыслы (или метасмысл) проявляются в русских пословицах и поговорках, фразеологизмах, метафорах, намеках, иронии, эвфемизмах и других фигурах речи. Этим направлением в русистике занимается когнитивистика, психолингвистика, нейролингвистический и другие науки. Бесспорно, интерпретация таких косвенных фигур коммуникации вызывает трудности у иностранных учащихся. Мы предлагаем модель занятий, включающих поэтапную работу с фигурами речи, содержащими скрытые смыслы...
1 год назад
Поздравляем всех с Праздником Великой Победы! Важно помнить свою историю, историю подвига наших предков. Россия – многонациональная страна, для нас нет враждебных народов. День Победы – день памяти подвига советских солдат, победы над фашизмом. И сегодня необходимо сохранить эту память и пресекать любые попытки насаждения нацистских и фашистких смертоносных и губительных идеологий! За мир! С Победой!
1 год назад
Чтение без использования словаря – возможно?
Как научить иностранного студента не заглядывать в словарь за каждым непонятным словом? Это должна быть системная работа над языковой догадкой. Мы начинаем читать текст с заголовка, не правда ли? Задайте вопрос студенту, как он думает, о чем будет этот текст согласно заголовку? Для гипотезы можно также пользоваться иллюстрациями (картинками) к тексту. Во время чтения, даже если какое-то слово студенту непонятно, порекомендуйте студенту прочитать предложение до конца, а если мысль автора не закончена, то до конца абзаца и «выхватить» общее содержание, идею этой части текста...
1 год назад
Как представить новый материал на занятии по РКИ?
Презентация нового материала не является постоянным компонентом урока, но тем не менее, от того, как мы презентуем материал, затем зависит его закрепление и потом, конечно, употребление в речи студентами новой введенной темы. Желательно максимально наглядно презентовать новый материал. Например, я люблю больше индуктивный, чем дедуктивный способ представления материала. Индуктивный способ представления нового материала – это значит идти от примеров к формированию правила. Читать правила без примеров,...
1 год назад
Прецедентные тексты и мемы занятиях по РКИ
Как узнавать и выявлять иностранным студентам прецедентные высказывания, которые известны только русским людям? Каким образом их интерпретировать? Сегодня на примере цитаты из политики мы об этом расскажем! Сегодня будем говорить о прецедентном высказывании или меме. Прецедентное высказывание – это обычно высказывание, достаточно широко известное из художественного произведения или, предположим, фильма. Итак, цитата Марии Захаровой из телепередачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»: «Я хотела...
1 год назад
Что делать, если мои студенты не хотят писать на уроке?
Это один из самых распространенных вопросов будущих, а иногда и действующих преподавателей РКИ. Помните, что вы не только преподаватель, но и режиссер Ваших уроков! Так вот, нужно с первого урока обозначить студентам то, что на занятиях они будут использовать все виды речевой деятельности взаимосвязанно. Что это значит? Это значит, что на Ваших занятиях должно быть и аудирование и говорение и письмо и чтение. Кроме того, письмо может быть приятным дополнением к вашим урокам. Вы можете подготовить...
1 год назад
В апреле 200 лет исполняется величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому. События недели для занятий по РКИ.
Александр Николаевич Островский (12 апреля 1823 г. - 14 июня 1886 г.) – автор около 50 пьес, которые и сегодня составляют основу русского театрального репертуара. Он был настоящим реформатором сцены, открытия которого подготовили появление театра К.С. Станиславского, драматургии Антона Чехова и Михаила Булгакова. Жанр многих пьес драматург определял как «Сцены из московской жизни» или комедии. Их главные герои – представители русского купечества, чиновники, московские обыватели, чей быт и нравы он описывал...
1 год назад
На Камчатке произошел мощнейший пеплопад. События недели для занятий по РКИ.
Сильнейшее извержение вулкана Шивелуч сопровождалось самым мощным за 59 лет выбросом пепла. Под его толстым слоем оказалось несколько поселков на северо-востоке полуострова Камчатка. Мощнейший выброс достигал высоты 15-20 километров. Небо закрыли пепловые тучи, извержение погрузило регион в бесконечные сумерки. Ситуации присвоили максимальный уровень опасности, людей призывают не выходить на улицу...
1 год назад
Минцифры подготовило проект указа о цифровом паспорте. События недели для занятий по РКИ.
Предполагается, что мобильное приложение "Госуслуги" можно будет применять для подтверждения личности. В частности, использовать такой механизм можно будет при посадке на поезд, покупках в магазине или для получения госуслуг в МФЦ. Эта технология позволит в большинстве бытовых ситуаций использовать вместо паспорта QR-код на смартфоне...
1 год назад
Метафоры на занятиях по РКИ
В русском языке очень много недосказанного, подразумеваемого, наши иностранные студенты нередко сталкиваются с фигурами косвенной речи. Сегодня мы будем говорить о метасмысле, или скрытых смыслах, и остановимся на метафоре. Где иностранец может встретить метафору? На самом деле и в разговорной речи, и в устной и письменной. Сегодня мы приведем пример из новостного сюжета. Дело в том, что в новостях для «острого словца» или для яркости, образности нередко используются метафоры. Сегодня мы поговорим с вами о таком примере метафоры, как «вторая волна»...
1 год назад