Найти тему
Подвиги

Пенсионер спас тонущего ребёнка

Виктор Васильевич Сергеев - человек, который вложил все силы и сердце в развитие родной Кубани. Около 30 лет он занимал пост председателя Ассоциации крестьянских хозяйств Краснодарского края, был награжден почётной медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани 1 степени».

Виктор Васильевич всегда отстаивал и защищал интересы фермеров вплоть до последнего дня. Виктор Сергеев отдыхал на берегу Черного моря с супругой, когда заметил в воде тонущего ребенка. Виктор Васильевич не медля бросился на помощь. Он доплыл до ребенка и сумел вытолкнуть того на безопасное место, но здоровье подвело Виктора Васильевича. В холодной воде у его произошел сердечный приступ, и он потерял сознание прямо. Прибывшие спасатели ничего не могли поделать.

71-летний Виктор Васильевич бросился на помощь, невзирая на возраст и здоровье. Он проявил подлинный героизм и сумел спасти маленькую жизнь.

Говорить о погибших, отдавших жизни ради спасения других, всегда сложно и больно. Однако мы должны знать и помнить таких людей и хотя бы посмертно говорить им спасибо за то, что благодаря их Поступкам сейчас кто-то может просто жить. Именно поэтому «Подвиги» попросили Ирину Кокореву рассказать об ее отце Викторе Сергееве. Его жизнь оборвалась во время спасения ребёнка, попавшего в «тягун» на Чёрном море. Виктор Сергеев стал героем книги “100 подвигов обычных людей”. Во время разговора Ирине не всегда удавалось сдерживать слёзы, но для того, чтобы это стало историей для многих, и ради памяти об их папе, дедушке и прадедушке, она была предельно откровенна.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, о своем отце - каким он был?

— Если просто перечислить основные черты папиного характера, то я бы однозначно назвала его добрым, отзывчивым, щедрым, ответственным, эмоциональным, впечатлительным и очень заботливым. А ещё он был очень тёплым и смотрел на мир широко раскрытыми детскими глазами. Узнавая о жестокости и несправедливости людей, которых он неизменно считал хорошими, папа всегда говорил, что этого не может быть и произошло какое-то недопонимание.

Вокруг всего, что связано с землёй, с людьми, которые на ней работают, крутилась его жизнь. Все их проблемы и мечты папа обсуждал, возвращаясь домой. У него не было такого, что, уходя с работы, он отключал все мысли о ней и включал «папу». Он горел своим делом. Папа был интеллигентным, воспитанным и мягким, со своеобразной мягкой силой. Он никогда не мог отстаивать свои личные интересы и просить что-то для себя самого, но всегда смело делал это для тех, кто в этом нуждался. Помощь другим была у него в крови.

— Каким образом Виктор Васильевич навсегда связал свою жизнь с землёй?

— Благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам. Родился папа в Калининграде, но в послевоенные годы семье там было тяжеловато, поэтому родители, папа и его брат-погодка решили перебраться в Краснодар. Здесь ребята окончили школ, получили среднее образование и продолжили учиться дальше. Тогда папа себя, правда, ещё не нашёл. Его первое образование было связано с нефтегазовой отраслью. Какое-то время он даже работал в Тюмени и только потом окончательно закрепился на Кубани. Поступил в аграрный университет и стал инженером. Начинал с должности инженера по технике безопасности. Познакомился с мамой и навсегда обосновался в регионе.

Край у нас аграрный, поэтому каждый клочок земли здесь использовался. Большие огороды, на которых обязательно выращивались так всеми любимые дыни и арбузы, были, конечно, и у папы с мамой. Мы с братом также принимали участие в этом процессе. Родители считали, что к труду нужно приучаться с детства. Постепенно папа связал свою судьбу с фермерским хозяйством профессионально. Занимал разные должности: от бригадира тракторной бригады и инженера по ремонту оборудования до главного инженера совхоза и консультанта Краснодарского агропромсоюза, а с 1992 года стал бессменным председателем региональной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края. Постепенно по всей стране папа стал известен как главный фермер Кубани.

Папина должность была выборной, и люди его переизбирали многократно. Думаю, с ним было очень комфортно работать. В последние годы мы неоднократно просили папу уйти на заслуженный отдых. Годы брали своё, и здоровье его, конечно, подводило, но он всегда говорил, что не может уйти и бросить людей. Это было дело его жизни.

— Вы или ваш брат никогда не хотели пойти по стопам отца и связять свою жизнь с сельским хозяйством или животноводством?

— Нет, и папа всегда уважительно относился к тому, что каждый из нас выбрал свой путь. Зато по его стопам пошёл мой супруг. Когда-то, ещё в 1990-е годы, он тоже работал в нефтегазовой отрасли. Папа же смог «заразить» его своей любовью к земле. И стал мой Анатолий «матёрым фермером». Сейчас многие с ним консультируются, а кто-то видит достойную замену папе.

— Вернёмся к вашему отцу. Почти 30 лет Виктор Васильевич проработал председателем ассоциации крестьянских хозяйств, стоял у истоков фермерского движения… Профессия, которая, казалось бы, должна выдавать в человеке чиновника, но черты характера вашего отца, которые вы назвали, для таких людей точно не характерны...

— Папа не был чиновником! Он никогда не действовал «по указке сверху», опасаясь наказания, и никогда не держался за свою должность. Держался он только за людей, с которыми работал, а их были сотни. И каждый из них был для него важен, поэтому в случае возникновения проблем папа всегда стремился помочь даже в том, что совсем не касалось работы. Если кто-то из фермеров попадал в больницу, папа обязательно шёл их проведать, поговорить с врачами. В наше время, когда в душе многих людей есть черствинка, это было для них очень необычно и ценно.

Виктор Сергеев помог очень многим людям
Виктор Сергеев помог очень многим людям

Папа вообще был очень дипломатичным человеком. Думаю, что и руководству региона, и людям, с ним работавшим, в этом действительно повезло. Он никогда не рубил шашкой с плеча, а выстраивал диалог и с властью, и с людьми.

— Виктор Васильевич когда-нибудь жалел о выбранном пути?

— Нет, хотя трудности возникали регулярно. Папа всегда очень переживал, а потом брал себя в руки и продолжал работать. Не всегда эта работа сразу же бросалась в глаза, и только когда папы не стало, очень многие по-настоящему оценили его многолетний ежедневный труд. А мы, его семья, поняли, что папа был дорог многим. На его внезапный уход отозвалось очень много людей. Нас забросали телеграммами, в том числе из-за рубежа… В день похорон, на которых, несмотря на карантин, было очень много людей, мы почувствовали колоссальную поддержку. Люди подходили к нам и говорили, что при жизни папа им сильно помогал и делал это абсолютно бескорыстно.

Он так тихо ушёл. Внезапно. У нас не было никакого предчувствия беды и того, что случившееся не оставит нам шанса проститься с ним…И сейчас не верится, что его больше нет. Кажется, что папа просто уехал в очередную командировку и скоро вернётся…

— Думаю, после таких слов самое время обратиться ко дню трагедии, так стремительно оборвавшей жизнь Виктора Васильевича. Как всё тогда происходило?

— Всё случилось на глазах у мамы. Была суббота, 13 июня 2020 года, родители с друзьями отдыхали в посёлке Витязево на берегу Черного моря. Вода в тот день была холодной, но папа всё равно хотел набрать её в две пятилитровые канистры и отвезти домой для надувного бассейна маленькой правнучки. Зная о папиных проблемах с сердцем, один из его друзей взял тару и зашёл подальше в море, чтобы набрать чистой воды. Папа пошёл за ним, чтобы потом помочь нести тяжёлые канистры обратно.

Неожиданно в воду забежал ребёнок – внук мужчины, отправившегося за водой, Артём. Никого не предупредив, мальчик просто бросился за дедушкой. Так получилось, что находясь неподалёку от папы, Артём попал в водоворот-«тягун». Мальчик стал кричать и звать на помощь. Стоя на берегу, мама видела, как папа бросился к ребёнку и буквально вытолкнул его в сторону берега. Артём выбрался, а мама снова посмотрела на папу, увидела его спину в воде и сразу подумала, что с ним что-то случилось.

Заметив на берегу молодых людей в гидрокостюмах, мама попросила их о помощи. Они сразу же бросились к папе, но из воды вынесли его уже без сознания. Дойдя до берега, ребята сразу же начали делать папе непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. На место трагедии быстро приехала и машина скорой помощи. К сожалению, врачи тоже оказались бессильны. Они объяснили, что ещё в море папа мгновенно погиб от сердечного приступа. Сил на то, чтобы справиться с коварным морским «тягуном», в который он попал, вытолкнув из воронки Артёма, у него не хватило…

—Виктор Васильевич всегда был готов прийти на помощь человеку оказавшемуся в трудной или просто безвыходной жизненной ситуации?

— Однозначно, по-другому он просто не мог. Если бы надо было кинуться на защиту кого-то, он бы побежал драться, даже не имея никакой подготовки.

— Ваш папа для вас – герой? Считаете ли вы, что, спасая тонущего мальчика, он совершил настоящий подвиг? Как думаете, если бы всё тогда закончилось иначе и Виктор Васильевич был бы жив, сам он считал бы себя героем? Или прийти на помощь тому, кто не имел возможности спасти себя сам, было для него само собой разумеющимся?

— Для меня он герой! Не только потому, что спас тонущего мальчика ценой собственной жизни, но и потому, как он в принципе прожил всю свою жизнь: не думая о себе и помогая другим. Если бы папа был жив, а ситуация с тонущим мальчиком повторилась, он поступил бы точно так же. За свою жизнь папа сделал много хорошего, но сам себя он героем бы точно не назвал ни при каких обстоятельствах. Для него жить иначе, заботясь о самом себе, а не о других, было бы неправильно. И я им очень горжусь!

— Каким Виктора Васильевича запомните лично вы и все ваши родные и близкие?

— Безмерно любящим. Вся его жизнь была неразрывно связана с работой, и он всегда жалел при этом только об одном – о том, что ему удаётся уделять очень мало времени семье. Все последние годы папа как будто подсознательно чувствовал, что времени у него остаётся всё меньше, и старался проводить с нами каждую свободную минуту, заботился о нас.

Виктор Сергеев старался всё больше времени проводить с семьей
Виктор Сергеев старался всё больше времени проводить с семьей

Вечером, накануне отъезда, он готовился, покупал гостинцы. Забежал тогда к нам, завёз клубнику и абрикосы. А уже после папиного отъезда дочка подошла и сказала, что дедушка ещё незаметно оставил пакетик с нашими любимыми пирожными. Помню, как позвонила тогда маме и похвалила папу. Пожелала им хорошего отдыха… Папа долгое время работал без отдыха, а тут выпали три праздничных дня. И его товарищ, тоже фермер, пригласил в гости, к морю. Анапа, посёлок Витязево – это папины излюбленные места! Он хотел, чтобы мы всей большой семьёй поехали отдохнуть, жаль, что в итоге ни я, ни мой муж поехать тогда не смогли. Папа и мама отправились вдвоём.

— Если бы можно было вернуть прошлое, то что бы вы в нём изменили?

— Только одно – я бы не скупилась на тёплые слова благодарности папе, которые я редко говорила, и сейчас сожалею об этом. Всей нашей семье очень-очень его не хватает! Знаете, на папино 70-летие я посвятила ему песню, в которой были такие слова: «Ты дарил мне радость, был всегда со мной. Если б знал ты, папа, как горжусь тобой! Ничего не страшно в жизни, если рядом ты, как волшебник исполняешь все мечты! Мой отец – самый, самый дорогой! Мой отец, просто будь всегда со мной! Скажешь мне: «Родная доченька моя», и легко на сердце у меня! Обниму тебя так крепко, поблагодарю, за твою любовь и неземную доброту!»

Папа действительно был для меня таким, как в песне. Он всегда приходил на помощь мне, всем членам нашей семьи и окружающим. А ещё на своём собственном примере он учил всех нас добру и взаимопомощи. Наверное, ему это удалось. Никто из членов нашей семьи никогда не пройдёт мимо чужой беды, и память о папе всегда будет нам в этом помогать.