Листая мемуары Кропоткина, задумался над очень важным вопросом: а когда он стал носить бороду? Ведь в «Записках революционера» Кропоткин вспоминает о молодых годах, когда он вряд ли выглядел так, как на привычных нам классических фотографиях:
Не всегда же он был умудрённым опытом старцем!
Длинную бороду Кропоткин носил уже в 1870-е годы, когда ему было всего-то больше 30 лет. Кропоткин тех лет – это уже революционер, участник кружка «чайковцев», осуждённый и бежавший за границу:
Длинную бороду можно найти и на снимке Кропоткина (справа) с геологом М.П. Ребиндером, который помогал будущему революционеру в экспедиции в Финляндии в 1871 году:
А наиболее ранняя борода Кропоткина находится на фото 1864 года, когда Пётр Алексеевич путешествовал по Сибири:
Вот что писал об этом времени сам Кропоткин, участвовавший в экспедиции в Маньчжурии:
Одна вещь в особенности, по-видимому, интересовала китайцев: почему у меня борода, хотя я такой молодой? Им позволяется отращивать растительность на подбородке, только когда стукнет шестьдесят лет. Я объяснил своим «собеседникам» знаками, что в случае крайности могу питаться бородой, если нечего будет есть. Шутка была понятна и немедленно передана от одного к другому. Китайцы заливались от смеха и ещё более дружелюбно принялись трепать меня по плечу.
Источник: Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Моск. рабочий, 1988. С. 214.
В 1864 году Кропоткину было 22 года. Возможно, именно сибирские путешествия приучили его не бриться.
За три года до того, в 1861 году, фотограф застал Кропоткина без бороды, когда тот учился в Пажеском корпусе:
Советский географ и автор многочисленных путеводителей по Кавказу Сергей Анисимов в детской популярной книжке о путешествиях Кропоткина так описывал его встречу с императором Александром II в июне 1862 года, незадолго до отбытия Кропоткина в Сибирь:
В июне 1862 года в Петербурге, в Зимнем дворце, в одном из парадных залов, собрались выпускники всех офицерских школ столицы. Они представлялись царю в форме тех полков, куда каждый из них решил поступить.
Среди молодых офицеров выделялись выпускники пажеского корпуса. Они щеголяли белыми, синими и красными мундирами царской гвардии.
Царь Александр II, медленно проходя со своей свитой через зал, милостиво и рассеянно всем улыбался. Вдруг он остановился, и лицо его выразило недовольное изумление: перед ним стоял его камер-паж князь Пётр Кропоткин. Юноша отрастил себе бороду, на нём был простой мундир чёрного сукна с красным воротником, даже без петличек, папаха из собачьего меха и серые шаровары.
И это аристократ, первый ученик пажеского корпуса, которого он при встречах обычно награждал милостивыми улыбками, старался привязать и приблизить к себе! Что с ним случилось?
Дежурный генерал-адъютант, заметив взгляд царя, торопливо пояснил ему, что это утверждённый образец формы амурского казачества.
Источник: Анисимов С. Путешествия П.А. Кропоткина в 1862–1867 годах. М.; Л.: Детгиз, 1952. С. 5.
Анисимов вольно переложил фрагмент из воспоминаний Кропоткина, хотя сведений, что Кропоткин стал отращивать бороду до отъезда в Сибирь, в них нет. На каких источниках автор сделал такой вывод или это художественная выдумка, не знаю.