Воинская специальность Геннадия Коленкина на фронте звучала так - "линейный надсмотрщик". Тот, кто отвечает за бесперебойную работу связи. Это незавидная и беспокойная должность. Линейным надсмотрщикам часто приходилось бывать на передовой, а то и вообще в тылу у немцев. И действовали они не скрытно, как разведчики, а по обстоятельствам. Иногда работать приходилось прямо на глазах у врага, цеплять провода от столба к столбу.
В 16-й отдельный полк правительственной связи, который обеспечивал 2-й Украинский фронт, рядовой Коленкин попал прямо со школьной скамьи. В феврале 1944 года. Тогда ему ещё не исполнилось 18 лет. Но крепкий, сметливый деревенский паренёк быстро освоил окопную науку и так же легко - военную специальность. Теорию выучил, за практикой дело не стало. Батальон, где он служил, был придан 6-й гвардейской танковой армии. Коленкин участвовал в освобождении Украины и Молдавии, в знаменитой Ясско-Кишиневской операции
Бравые танкисты лихо передвигались по территории республик на боевых машинах. А связистам приходилось перемещаться под пулями на своих двоих. С тяжёлой катушкой и автоматом, через лесные чащи и болота, с риском нарваться на затаившихся врагов. Их было немало - разбежавшихся из гибельных котлов по лесам. Случалось, что Геннадия, влезшего на столб, внизу уже ожидал враг с холодным оружием. Фрицы резали провода, а наши связисты с риском для жизни восстанавливали связь.
Однажды Геннадий Николаевич едва не попал под трибунал. Внезапно оборвалась связь, командир приказал восстановить ее за 30 минут. Иначе - расстрел. Коленкин вместе с напарником успел уложиться в срок. До проблемного места они мчались со скоростью заправских спортсменов. Часто попадал связист и под обстрел вражеской авиации. Даже выработал собственную тактику. Бросался наземь поперек пути воздушного бандита, чтобы была хоть какая-то возможность уцелеть.
С переходом через границу стало легче. Румыны воевать не хотели. Но Геннадию на всю жизнь запомнились тяжёлые бои за Будапешт. В самой же Венгрии связисты даже немного "отдохнули". Помогала густая сеть телеграфного сообщения. Советские воины, забравшись на столбы, резали венгерские провода, протягивали свои. Дело небыстрое, требуется сноровка, сосредоточенность. Нередко связисты, и Коленкин в том числе, во время работы попадали в поле зрения немецких летчиков. Единственным средством спасения был мгновенный прыжок со столба. Для этого нужно было успеть отцепить пояс с "кошками" и правильно приземлиться.
В разрушенном Будапеште, за который сражались 3 месяца, Коленкину достался ценный трофей. Брошенный велосипед был помят и поломан. Связисту удалось восстановить его. В столицу Австрии и Чехии он въехал на "собственных" колесах. Выполнять воинский долг, ремонтировать связь стало значительно легче. Но не надолго - военный патруль не разрешил использовать трофей. День Победы Геннадий Николаевич встретил в Праге. Но оказалось, что это не последняя его война.
Потом был долгий путь на восток. Вторая война закончилась быстро - 2 сентября. Перспективного рядового отправили на Кавказ. Здесь он окончил курсы Московского командного пограничного училища, стал офицером-связистом. Пять раз Геннадий Николаевич был участником парада Победы на главной площади страны.
Дальний Восток запал ему в душу. После распределения служил в Благовещенском погранотряде. В запас ушел в звании капитана. Главной своей наградой всегда считал медаль за город Будапешт.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.