Очередная статья моей редкой, но интересной рубрики. Есть в кино режиссёры, специализирующиеся на киномюзиклах, есть, кто отлично делает музыкально-биографические фильмы, а есть те, кто просто чувствует музыку, знает, как её использовать в кино и просто в ней отлично разбирается и сам является большим меломаном.
К таким всегда относился заслуженный британский режиссёр Алан Паркер. Фанаты рок-музыки знают его по фильму "Стена", снятому по знаменитому альбому Pink Floyd, киноманы любят его культовые триллеры "Полуночный экспресс", "Птаха", "Сердце ангела", "Миссисипи в огне". Во всех его фильмах атмосферы добавляли блестящие работы композиторов, выбор которых, разумеется, всегда был за Паркером. К примеру, к "Птахе" музыку написал сам Питер Гэйбриэл. Отличительной чертой многих фильмов Паркера, вне зависимости от "музыкальности", всегда была давящая психологическая атмосфера безысходности и постоянно мелькающий в разных аллегорических формах лучик надежды на счастливый конец.
"Музыкальная" фильмография Алана Паркера:
Багси Мэлоун/Bugsy Malone (1976, Великобритания/США)
жанр: мюзикл, псевдокриминальная комедия
в ролях: Скотт Байо, Флорри Даггер, Джоди Фостер
Мюзикл, с которого начал свою карьеру Паркер, представляющий из себя стильную и весёлую пародию на гангстерские фильмы-мюзиклы про Чикаго 20-30-е и Сухой закон, в которой все роли сыграли дети, а патронами в Томми-ганах были пирожные (правда, все песни за детей спели взрослые).
Главного женского персонажа сыграла уже прославившаяся к тому моменту 14-летняя Джоди Фостер. Фильм был номинирован на "Оскар" за лучшую запись песни к фильму, а заглавная композиция попала в номинацию на "Золотой глобус".
Саундтрэк к фильму:
Слава/Fame (1980, США)
жанр: мюзикл, молодёжная мелодрама, драма
в ролях: Эдди Барт, Айрин Кара, Ли Каррери, Лаура Дин
Про учеников школы музыкальных искусств. Очень доброе, трогательное и весёлое кино на большом контрасте с предыдущим мрачным шедевром Паркера - "Полуночным экспрессом" 78 года.
По иронии судьбы с фильма "Слава" как раз и началась музыкальная слава фильмов Паркера - на Оскаре победили оригинальный саундтрэк и заглавная песня "Fame", исполненная Айрин Карой и ставшая большим хитом своего времени. Второй номинированной песней стала другая в исполнении той же Кары: Out Here On My Own.
Паркер раскрыл своё музыкальное чутьё в фильме по полной программе: весь фильм дети просто живут в школе, пишут песни, поют, танцуют, влюбляются, и всё действо смотрится на одном дыхании во многом благодаря блестяще поставленным музыкальным номерам.
Саундтрэк к фильму:
Стена/Pink Floyd: The Wall (1982, Великобритания)
жанр: психологический триллер, экранизация рок-оперы
в ролях: Боб Гелдоф, Кристин Харгривз, Джеймс Лоренсон, Элинор Дэвид, Кевин МакКион, Боб Хоскинс
Про это кино, снятое по величайшему двойному альбому группы Pink Floyd, можно говорить очень много. История вымышленного рок-музыканта, который сходит с ума в гостиничном номере во время тура и, вспоминая все основные негативные моменты своей жизни, закрывает себя от мира стеной, за которой превращает свою внутреннюю жизнь в кошмар.
С музыкальной точки зрения, безусловный апогей карьеры Алана Паркера, где он идеально воплотил в кадре все свои фирменные методы и совместил их с одним из самых главных шедевров в истории музыки.
Более подробно о фильме в этой статье:
О самом альбоме Pink FLoyd "The Wall" здесь:
Ссылка на альбом:
Обязательства/The Commitments (1991, Ирландия, Великобритания, США)
жанр: музыкальная драма/комедия
в ролях: Роберт Аркинс, Майкл Ахерн, Анджелин Болл, Мария Дойл Кеннеди, Дэйв Финнегэн
Англо-ирландский фильм Паркера. И на самом деле перевод его названия на русский необязателен, поскольку это название ирландской соул-группы, которую собирает в Дублине в начале 90-х молодой безработный.
Ироничная музыкальная комедия: как в условиях типичной ирландской безработицы можно создать команду, которая будет играть непопулярный и забытый стиль музыки.
Ссылка на саундтрэк:
Эвита/Evita (1996, США)
жанр: музыкально-биографический фильм, мюзикл
в ролях: Мадонна, Антонио Банерас, Джонатан Прайс
Последний музыкальный фильм Паркера и, наверное, самый амбициозный, поскольку это экранизация одного из знаменитых мюзиклов самого Эндрю Ллойда Уэббера.
Типично английский режиссёр и типично английский композитор. А в главных ролях американка Мадонна и испанец Антонио Бандерас. В основе сюжета жизнь Эвы, жены аргентинского генерала-диктатора середины 20 века, которая активно занималась общественной деятельностью.
Красивая музыка и красивый антураж под почерком Паркера дали очередной мощный коктейль, принёсший фильму "Оскар" за новую песню, специально написанную для фильма и добавленную к самому мюзиклу.
Ссылка на саундтрэк:
Кстати, о самом маэстро Уэббере у меня тоже была статья:
Вообще Алан Паркер в принципе и без привязок к музыке был всегда одним из моих любимых режиссёров. К сожалению, скончался совсем недавно - в 2020-м году. Светлая память...
Другие статьи о музыкальном кино, о саундтрэках и о фильмах, связанных с музыкой:
Саундтрэки к фильмам про Джеймса Бонда:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.