Роберт Луи Фосс, голливудский режиссёр, чья кинокарьера длилась не так долго и состояла всего из пяти фильмов, но все они оставили большой след в истории кино. Изначально талантливый танцор и хореограф, он с 53-го года уверенно шёл вверх по карьерной лестнице, начиная с простого участника танцевальной труппы мюзиклов через главные «танцевальные» роли на Бродвее и Голливуде до хореографа и постановщика театральных мюзиклов. В конце 60-х Фосси, наконец, собрав воедино все свои наработки, успешно садится в кинорежиссёрское кресло. Он пробыл бы в нём ещё долгое время, если бы не умер в 87-м году от инфаркта во время работы над новым кино: из-за нервов Боб Фосси всю жизнь злоупотреблял снотворным и амфетамином.
"Музыкальная" фильмография Боба Фосси:
Милая Чарити/Sweet Charity (1969, США)
жанр: мюзикл, музыкальная комедия
в ролях: Ширли Маклейн, Джон МакМартин, Рикардо Монтальбан, Сэмми Дэвис мл.
Достаточно новаторский для своего времени киномюзикл, снятый по мотивам знаменитой драмы Федерико Феллини «Ночи Кабирии» 1957 года. Музыкальная комедия про танцовщицу, в чьей жизни переплетаются взлёты и неудачи как в карьере, так и в отношениях с мужчинами, зачастую помогающими ей добиваться большего в своей работе. Фосси сначала выкупил у великого кинематографиста права на постановку шоу и сделал его в театре, после чего решился на съёмки фильма, куда позвал на главную роль звезду своего времени актрису Ширли Маклейн, у которой уже был опыт в танцевальных номерах у самого Фосси.
Помимо филигранной хореографической работы Фосси стал большим новатором в кинотанцевальных номерах того времени: он первый, кто применил резкую смену кадров и ракурсов при съёмках танцующих, заложив, таким образом, основы монтажа видеоклипов, время которых начнётся лишь в следующем десятилетии. С тематической стороны в кино интересно наблюдать взгляд режиссёра на время хиппи, само собой, через танцевальные номера.
Кабаре/Cabaret (1972, США)
жанр: мюзикл, историческая драма
в ролях: Лайза Миннелли, Майкл Йорк, Хельмут Грим, Джоэл Грей, Фриц Веппер, Мариза Беренсон
Во всех смыслах вершина творчества Боба Фосси, снятое по Бродвейскому мюзиклу кино, который, в свою очередь, был поставлен по серии берлинских романов Кристофера Ишервуда. Фильм, ставший классикой, был уникален тем, что был, в первую очередь, не мюзиклом, а серьёзной драмой, показывавшей непростую жизнь отдельных людей в Берлине 1931-го года: американской танцовщицы-певицы и английского учителя языка, - на фоне сложных исторических событий Германии, времён развала несложившейся республики, разгула разврата и насилия, экономического кризиса, жестокой борьбы многочисленных политических партий и наиболее агрессивного поведения и прорыва вверх двух из них: нацистской и коммунистической.
Знаменитых музыкальных эпизодов и песен в кино не так много, но все они несут смысловую нагрузку, являясь фарсовой аллегорией происходящих за пределами кабаре исторических событий. Все они (включая знаменитые «Mein lieber Herr” и «Money, Money”) стали истинной классикой и вошли в золотой фонд как культовых песен из мюзиклов, так и танцевальных номеров во многом благодаря главным исполнителям: Лайзе Миннелли в роли харизматичной певицы-танцовщицы и Джоэлю Грэю в роли жуткого и пугающего своим образом конферансье. Оба получили статуэтки «Оскара» соответственно за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана.
Сам фильм получил ещё 6 наград, включая лучшую музыкальную адпатпцию и лучшую режиссуру — это был апофеоз Боба Фосси. Однако в главной в номинации «лучший фильм» «Кабаре» проиграло «Крёстному отцу».
Весь этот джаз/All That Jazz (1979, США)
жанр: музыкальная автобиография, драма, мелодрама
в ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг
Грустное, но необычайно светлое музыкальное кино, в котором переплелись автобиографичность самого Боба Фосси и очередной отсыл к фильму Федерико Феллини - «8 с половиной» (между главными героями обоих фильмов можно найти много параллелей — постоянное метание в творческих порывах, нестабильные отношения с женщинами и т.д.). В основу кино, в котором показана жизнь и творчество театрального музыкального постановщика, находящегося на грани смерти, действительно легли несколько реальных фактов из жизни Фосси, когда он перенёс сердечный приступ.
Кино не принесло побед в основных номинациях на «Оскар» (в том числе и за режиссёрскую работу Фосси и главную мужскую роль, великолепно исполненную Роем Шайдером), но победило в музыкально-художественно-оформительных номинациях. Фильм заряжает энергией с открывающей танцевальной сцены под хит Джорджа Бенсона, перепевки классического соула 60-х "On Broadway". А финальный эпизод, показывающий сцену из шоу, происходящую в полубредовом сознании смертельно больного героя, заслуживает отдельных апплодисментов. "Шоу начинается!" - лейтмотив всего фильма, а точнее, всей жизни режиссера.
Чикаго/Chicago (2002, США, Германия, Канада, Великобритания)
режиссёр: Роб Маршалл; сценарий: Билл Кондон, Боб Фосси, Фред Эбб
жанр: мюзикл, криминальная комедия
в ролях: Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир, Джон Си Райли, Куин Латифа
Наследие Боба Фосси продолжало проявлять себя и после его смерти. В 1975 году режиссёр поставил на Бродвее мюзикл "Чикаго" по одноимённой пьесе 20-х годов. Музыку к нему написал Джон Кандер, а сам Фосси приложил руку и к либретто совместно с Фредом Эббом.
Именно по этой постановке в 2002-м году было снято кино, обозначившее внезапный всплеск популярности старого формата голливудских киномюзиклов во главе с традиционной поп-музыкой. Впервые с 1968 года мюзикл ретро-образца схватил "Оскар" за "лучший фильм".
Другие статьи о музыкальных режиссёрах:
Другие статьи о музыкальном кино, о саундтрэках и о фильмах, связанных с музыкой:
Саундтрэки к фильмам про Джеймса Бонда:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.