Найти в Дзене

Музыкальные режиссёры. Микеланджело Антониони (Фотоувеличение, Забриски Пойнт)

Оглавление
Источник: vk.com
Источник: vk.com

Знаменитый классик итальянского неореализма 50-60-х годов, «поэт отчуждения и некоммуникабельности», в конце 60-х годов решился на привлечение заграничной публики и впервые снял кино за пределами Италии. Два первых фильма, вошедших в его «англоязычную трилогию», стали частью психоделической музыкальной культуры. И, сразу сделаю большой акцент: обе картины занимают второе и третье место в списке моих самых любимых фильмов и уже более 15 лет не сходят с этих мест.

Одно кино было создано в Великобритании в момент расцвета «Свингующего Лондона», второе – в США в момент заката хиппи-времён. Общий парадокс обоих фильмов заключался в том, что мастер никогда не любил использовать музыку даже на заднем фоне в своих произведениях, поскольку ставил во главе угла искусство пауз и звуков, которые в его фильмах играли куда бОльшую роль, чем слова героев. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитую антониониевскую "трилогию/тетралогию отчуждения": «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962) и иногда включаемую в этот список «Красную пустыню» (1964) с музой режиссёра, его гражданской женой Моникой Витти в главных ролях, где в качестве её партнёров снимались Ален Делон, Марчелло Мастроянни, Габриеле Ферцетти и Ричард Харрис. Во всех этих фильмах главную роль играло как раз "антониониевское молчание". В своих англоязычных фильмах Антониони в полном масштабе придерживался этого принципа, но умудрившись совместить его с использованием оригинальных рок- и джаз-саундтрэков, приобретших статусы культовых.

"Музыкальная" фильмография Микеланджело Антониони:

Фотоувеличение/Blow Up (1966, Великобритания)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

жанр: триллер, драма, детектив

в ролях: Ванесса Редгрейв, Сара Майлз, Дэвид Хеммингс, Джейн Биркин

«Фотоувеличение» (Blow-Up, 1966)

«Английский Антониони». Типичная для режиссёра экзистенциальная притча в формате детектива об одержимости фотографа, будто бы увидевшего преступление на одной из своих фотографий, помещённая в оболочку антуража «Свингующего» Лондона со всей его атмосферой 1966 года: модой, молодёжными пацифистскими движениями, начинающейся психоделической культурой, включая музыкальные клубы с одурманенной публикой и в самых необходимых моментах включающийся сочный авангардно-джазовый саундтрэк от Хэрби Хэнкока.

Этот исполнитель как раз в те времена вырвался из-под крыла группы Майлза Дэвиса и начал собственную успешную карьеру. Каждый его альбом в разные времена в некотором роде был экспериментальным, и этот саундтрэк – не исключение.

Главным музыкальным номером фильма стал эпизод в музыкальном клубе, где выступала группа The Yardbirds. Беснующаяся и находящаяся в состоянии психоделического кайфа публика под классику хард-блюз-рока Stroll On. Уже вошедший в состав группы Джимми Пейдж и разбивающий о комбик гитару Джефф Бек. Изначально Антониони планировал «поставить» на сцену группу The Who, ведь именно их лидер Пит Тауншенд ввёл в моду разбивать гитары во время выступлений. Но выбор пал на группу The In Crowd, где играл будущий гитарист Yes Стив Хау. Именно его Гибсон разбивается Джеффом Беком о плохо работающий комбик. В последний момент The In Crowd были заменены на более известных The Yardbirds. Также в клубе можно заметить плакат с изображением надгробия и надписью на нём: «Здесь покоится Боб Дилан, скончавшийся в Роял Альберт-холле 27 мая 1966 года, R.I.P.» (подразумевается неправильное указание знакового концерта Дилана в Великобритании, когда он перешёл с акустического фолк-формата, вызвав недовольство своей верной публики, в электрический рок-формат, на самом деле этот концерт произошёл в Зале свободной торговли в Манчестере).

Именно эта внезапная заграничная лента Антониони принесла ему "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Ранее у меня было упоминание о саундтрэке к этому фильму в одной статье:

Ниже сам саундтрэк к фильму от маэстро Хэрби Хэнкока:

Забриски Пойнт/Zabriskie Point (1970, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

жанр: драма, роуд-муви

в ролях: Марк Фрешетт, Дэрия Хэлприн, Пол Фикс

«Забриски Пойнт» (Zabriskie Point, 1970)

«Американский Антониони». Провалившийся в прокате, но приобретший статус культового фильм-символ заката эпохи хиппи, а также идеальный представитель трагического романтично-бунтарского кино рубежа 60-70-х годов. Сюжет прост до банальности: она едет по шоссе к своему боссу в Долине смерти, а он угнал самолёт после подозрения в убийстве полицейского. Они встречаются на дороге и едут в пустыню заниматься любовью.

За 3 года своего расцвета хиппи-культура прошла с радостного и «цветущего» периода 67 года до депрессивно-мрачного окончания в 69-70-х годах. И «Забриски пойнт» явился по атмосфере идеальным примером тому не без помощи знакового саундтрэка, к написанию которого Антониони привлёк мэтров рок-музыки, в первую очередь, главных представителей психоделического рока: американцев Grateful Dead и специально вызванных из Великобритании Pink Floyd. Антониони услышал когда-то главный на тот момент психоделический опус группы Careful With That Axe Eugene и сразу же вызвал их в Рим для обсуждения и написания саундтрэка. «Мы могли бы закончить всю работу за пять дней, - вспоминает Роджер Уотерс, - но Антониони слушал нас и уходил. Помнится, его подход был ужасным: "Э-э-это очень красиво, но э-э-это слишком грустно" или: "э-э-это слишком сильно". Всегда было что-то, мешавшее достижению совершенства для совершенства. Меняли то, что ему не нравилось, - опять не то. Адский труд, настоящий адский труд. Он сидел-сидел и засыпал, частенько прямо на месте, а мы работали до семи-восьми утра, уходили, завтракали, спали, вставали и - назад, к станку" (Н. Шэффнер, «Блюдце, полное секретов»). В конце концов, Антониони использовал не всю музыку Pink Floyd. Фильм был американским, а потому и музыка должна была быть такой же, британцы флойды неидеально подходили для единственных участников звуковой дорожки. Лишь три их композиции были использованы в кино. В том числе и новая и, вероятно, самая лучшая версия “Careful With That Axe Eugene”, названная «Come In Number 51, Your Time Is Up» и записанная специально для фильма. Она стала единственной студийной версией песни группы, а финальная мощная сцена кино под неё стала символом своего времени.

Ранее я как-то размещал статью про саундтрэк к этому фильму:

Полный саундтрэк к фильму:

Zabriskie Point Full Soundtrack

Исполнитель главной роли Марк Фрешетт по жестокой иронии судьбы в 73-м году предпринял ограбление банка и после ареста умер в 75-м году в тюрьме…

Я не освещаю здесь третий фильм "англоязычной трилогии", "Профессия репортёр" 1975 года с Джеком Николсоном и Марией Шнайдер, поскольку этот фильм Антониони сделал в своём фирменном "молчаливом" стиле, вероятно, "наигравшись" с англо-американскими рокерами.

«Профессия: Репортер» (Professione: reporter, 1975)

Кино, конечно, тоже не менее важное для истории, но уже не "музыкальное". Вкратце могу отметить: отменная режиссура в его фирменном неторопливом ключе и с подробно расписанными сценами, а также отличный сценарий, в котором удачно смешались и детективный сюжет, и так любимая Антониони тематика побега от всех и свободы.

Другие статьи о музыкальных режиссёрах:

Другие статьи о музыкальном кино, о саундтрэках и о фильмах, связанных с музыкой:

Кино о музыке и связанное с музыкой | История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта | Дзен
Саундтрэки к фильмам | История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта | Дзен

Саундтрэки к фильмам про Джеймса Бонда:

James Bond. Саундтрэки к фильмам

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.