Найти в Дзене
Сокол-корабль

Православный, значит русский. Православие и христианские святые в былинах.

В былинах и старших духовных стихах наши предки высказывают интересную мысль: «православный, значит русский». Русская земля под властью князя Владимира очень четко мыслится, как православная страна, которой управляет князь.

На западе локализуются земли чужой «
латинянской ереси» и «латинских идолов», которые управляются королями. А на востоке лежат земли «басурманской веры», восточные «басурманские» владыки чаще всего называются ханами и, что может многих удивить – царями.

Называть восточных владык царями древняя традиция, берущая свои истоки в древнерусской книжности (наиболее яркий и известный пример «Задонщина» Софония Рязанца) – царь Золотой Орды Мамай, противостоящий русскому КНЯЗЮ Дмитрию Донскому.

Древнерусский барельеф, изображающий двух воинов. Неизвестно, кто это именно, но судя по наличию нимбов и плащей в виде крыльев это какие-то святые воины. Возможно это Федор Тирон и Егорий Храбрый.
Древнерусский барельеф, изображающий двух воинов. Неизвестно, кто это именно, но судя по наличию нимбов и плащей в виде крыльев это какие-то святые воины. Возможно это Федор Тирон и Егорий Храбрый.

Так в пространстве русского эпоса весь мир с запада на восток мыслится следующим образом:

Латинянская ересь – православная вера – басурманская вера.
Король – князь – царь(хан).
Литовцы – русские – татары. (очень редко в качестве западных соседней упоминаются «языки немецкие», ляхи, но чаще всего это именно литовцы)

Русская земля является центром мироздания (подобная эгоцентричность характерна для эпосов абсолютно всех народов), тут находится «
пуп земли» – переметная сумочка со всей тягой земной.

Порой это вступает в противоречие с христианским мировоззрением, ведь «пуп земли» это Иерусалим и гора Голгофа! Именно поэтому в русских былинах в качестве компромисса там локализуется… Бел-горюч камень Алатырь.

Чудо святого Федора Тирона. Былины о Федоре Тироне хранят в себе именно этот момент его победы над змеем и спасением матери от него.
Чудо святого Федора Тирона. Былины о Федоре Тироне хранят в себе именно этот момент его победы над змеем и спасением матери от него.

Православные святые в былинах

И христианские святые с момента принятия Русью христианства стали важной частью русского эпоса. Николай Чудотворец архиепископ Мир Ликийских известен в былинах как
Никола Можайский, он помогает богатырю Михайло Потыку и Садко.

Святой змееборец
Федор Тирон тоже становится русским и поит своего коня в Дунай-реке. И он вступает в бой со змеем, чтобы отбить у того свою мать.

Победив змея, он просит Матушку-землю расступиться, чтобы тело чудовища исчезло с её лица:

Расступись, Мать-сыра земля,
Ты пожри кровь нерусскую,
Кровь нерусскую, неприятельскую!

Православный святой Григорий Победоносец стал в наших былинах русским богатырем Егорием Храбрым, он спасает столицу Руси от змея, противостоит латинянскому царище-Демьянищу, и обустраивает Русь, как волчий пастырь.

А в былинах про великомученика Дмитрия Солунского наш народ из-за одинаковых имен соотносит его с Дмитрием Донским. В русском эпосе древний святой противостоит хану Мамаю, а ведь их разделяет целое тысячелетие!

Илья Пророк на огненной колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Илья Пророк на огненной колеснице, запряженной огненными лошадьми.

Святые и боги

В момент принятия христианства многие старые представления и сюжеты легли на новых героев. «
Скотий бог» передал свои функции святому Власию и Николе. В грозном Илье-пророке, что пересекает небо на огненной колеснице и мечет молнии можно усмотреть облик Перуна.

Это же подтверждается народными легендами, вроде «Илья-пророк и Никола», которую записал фольклорист Афанасьев. В этой легенде Илья-пророк является импульсивным хозяином дождя и молний, тогда как Никола является хитрецом, трикстером и помогает крестьянину заключить выгодную торговую сделку (а «Скотьему богу» Велесу предписывают именно такой характер и он покровительствовал торговле).

-5

А ипостась «скотьего бога», собственно, как покровителя скота взял на себя святой Власий Севастийский.

Параскева Пятница, чьи деревянные иконы стояли на многих «святых» ручьях и родниках в народном представлении стала покровительницей ткачества и, видимо, взяла на себя функции богини Макоши.

И этот список можно продолжать ещё очень долго!

И наш народ таким образом почти сразу сделал православие русским, а греческих и других святых – русскими. Через народное почитание святых, создание былин и духовных стихов, вне стен храмов и «официального» православия.

Оставим же мы ересь латинянскую,
Оставим мы веру басурманскую,
Будем вы веровать веру православную,
Всё по прежнему, да всё по старому!

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.