Найти тему

Его строили как самый роскошный дом Петербурга за максимально скромным фасадом.

Сейчас это здание известно как Дом Архитектора и, я затрудняюсь решить, кому больше повезло: особняку или постояльцам.

Дом архитектора
Дом архитектора

Поместья с садами вдоль рек и каналов недалеко от Адмиралтейства появились тут ещё во времена Петра I. На месте именно этого дома была построена усадьба для графа Гаврилы Ивановича Головкина.

На протяжении всего XVIII века в усадьбе менялись жильцы и владельцы. Кроме потомков Г. И. Головкина среди них были: граф Бутурлин, флигель-адъютант Н. Н. Походяшин, братья Левашевы. Благодаря последним в доме была собрана великолепная библиотека, под которую были выделены помещения.

Конечно, каждый хозяин подгонял дом под себя, но стоит остановиться на тех, кто привел этот дом к тому великолепию, которое он транслирует до сих пор.

Первым из выдающийся в этом плане владельцев дома был князь Сергей Сергеевич Гагарин. Человек этот принадлежал к миру искусства. Будучи директором Императорских театров, князь Гагарин приложил много труда для приведения в порядок театрального дела: ввёл плату за спектакли вместо абонементов, преобразовал Театральное училище, и...внимание!.. в 1831 году открыл Александринский театр!

Конечно, в гостях у такой фигуры бывал весь свет. Поэтому князь решил построить самый роскошный дом в Петербурге. Именно такое задание было дано Гагариными Александру Христофоровичу Пелю – молодому тогда еще архитектору, помогавшему знаменитому О. Монферану в строительстве Исаакиевского собора.

А. Х. Пель представил проект, полностью изменивший образ дома. В результате реконструкции фасад приобрел знакомый нам сейчас вид: главный вход в особняк был проделан со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь над входом.

Работы по перестройке растянулись на многие годы и производились с размахом: в Италии закупили белый мрамор для ступеней и балюстрады лестницы, оттуда же, из Флоренции, выписали готовые мраморные камины и дубовые резные шкафы XVI века (по другой версии их выполнили на заказ мастера 19 века). К сожалению, пожить в этом великолепии Гагарин не успел. После смерти отца князь Сергей Сергеевич Гагарин-сын решил продать свой особняк придворному банкиру А. Л. Штиглицу.

О семье Штиглицев можно написать отдельную статью, но я ограничусь лишь тем, что созданный ими банк выдавал государственные займы, например, на строительство Николаевской железной дороги. Простыми словами, магистраль строили на взятые в долг у баронов деньги. Фамилия эта имела такой авторитет в деловых и финансовых кругах, что векселя их банка принимались в качестве платы в Европе и даже в США.

Так вот, Александр Людвигович Штиглиц приобрел этот особняк в подарок своей приемной дочери Надежды Михайловны Юневой. А эта уже история, которую стоит рассказать:

Согласно легенде, дитя было найдено в кустах сирени на даче Штиглицев в Петровском. Девочка лежала в корзине в роскошных пелёнках, в которых была приколота записка о том, что она родилась 10 декабря 1843 года и крещена по православному обряду Надеждой, отчество её Михайловна, а на шее имелся дорогой золотой крестик с крупной жемчужиной. Произошло это событие в конце июня, в связи с чем ребёнку была дана фамилия Июнева (или Юнева).

В 1861 году Александр Людвигович приобрел дом в качестве приданого для своей приемной дочери ко дню ее свадьбы с молодым преуспевающим чиновником при Сенате – Александром Александровичем Половцовым. Тогда же открылась новая глава дома - его ждала глобальная перестройка и новое название, теперь дом стал особняком Половцова. Руководство работами было поручено академику Н. Ф. Брюллову.

Николай Федорович Брюллов двадцать пять лет проработал в доме Половцова. За эти годы он полностью модернизировал отопительную, водопроводную и канализационную системы, а также существенно изменил внутреннюю планировку дома. На втором этаже появилось новое двухъярусное парадное помещение – Большая библиотека (ныне – Дубовый зал). Под руководством Половцова в этом зале заседало Русское историческое общество.

Брюллов работал и над интерьером Малой (Нотной) библиотеки, которая использовалась музыкантами, вместо хоров, так как находилась по соседству с бальным залом. Внизу стоял рояль, а музыканты располагались на втором ярусе. По периметру находились стеллажи для нот. Интересно, хорошо ли было слышно музыку через всего лишь дверной проём?

С 1887 по 1892 годы, после смерти Н. Брюллова, Максимилиан Егорович Месмахер стал третьим и последним создателем особняка Половцова. Он доработал Белый (бальный) зал, где создал необыкновенной красоты паркет. Сейчас он застелен но частично можно увидеть узоры.

Бронзовый зал целиком творение последнего работающего здесь мастера - Месмахера. И этот интерьер действительно поражает! Думаю, именно такого эффекта хотел добиться князь Гагарин, когда стремился построить самый роскошный дом в Петербурге. Световой фонарь площадью 80 квадратных метров полноценно освещает зал без окон. На балконе, украшенном бронзовой решеткой был создан зимний сад. Стены отделаны мрамором 11 сортов и до 1917 года были украшены гобеленами 17 века. В 1960х потомки Половцовых в безуспешно пытались их найти в собраниях Эрмитажа. Сейчас стены украшают холсты работы нашего современника.

В 1917 году особняк был национализирован и в 1920-х г.г. в бывшем особняке разместилась профсоюзная школа. Первый этаж подвергся перепланировке, второй же сохранился без существенных изменений, благодаря тому, что использовался для концертов, собраний и заседаний. Мебель и предметы декора в те годы из особняка исчезли (про гобелены помните?).

С 1934 года и до сих пор в здании бывшего особняка Половцова размещается Союз архитекторов. Сюда можно попасть на интерьерную экскурсию или прийти на выставку, доступ на последние свободный. Полагаю, что судьба у дома счастливая, ведь архитекторы действительно могут оценить по достоинству то сокровище, в котором обитают, поэтому бережно его хранят.

Например, в будуаре Надежды Михайловной Юневой, что находился в эркере, сейчас, как и при хозяйке, зеленые растения, а на расписном плафоне потолка по прежнему летают ласточки.

Это был 14 #незиминийдворец ! Как много в Петербурге еще фасадов, за которыми прячутся великолепие, таланты и история?

Куда отправимся в следующий раз? Вопрос открытый, жду знака от любимого города!

Ваш гид по Петербургу,
Боброва Анастасия

Ваш гид в Санкт-Петербурге - Анастасия Боброва