Найти тему

Любовь Короля-Солнца. §5-Яды

Любовь, страх, тайны. Три коротких, но всемогущих слова. Красивые фасады великолепных дворцов и замков в эпоху Людовика XIV скрывали не только ослепительное богатство и любовные утехи, но и темные дела, о которых многие догадывались, но предпочитали молчать. Даже сам Король!

Пришло время рассказать и об этом, о темной стороне жизни французского двора.

Для этого нам придется вернуться в прошлое и представить новых героев, без которых эти истории немыслимы.

Итак:

●●● Генриетта Английская – младшая дочь Генриетты Бурбонской и Карла I Английского. Она покоряла всех своим изяществом, хрупкостью и элегантностью. Она была полна очарования и пленяла сердца многих завидных кавалеров. В Генриетту был влюблен герцог Бэкингем, который следовал за ней неотступно, повторяя безумные подвиги своего отца ради Анны Австрийской (помните историю с алмазными подвесками?).

А принцесса была отдана другому. И кому! Месье, брату Людовика XIV, Филиппу, который был привержен итальянскому греху (помните, об этом я писала в §1).

Какая несправедливость! Тем не менее, свадьба состоялась в 1661 году, и после первой «удачной» брачной ночи супруги разошлись по разные стороны: Мадам нашла утешение в объятиях короля Франции, а Месье домогался расположения молодых придворных (миньонов).

●●● Шевалье де Лоррен – лотарингский кавалер, красавчик, в которого бесповоротно влюбился Месье. Даже видавший виды Двор, был поражен непристойностью и пошлыми безумствами этой парочки.

-2

●●● Вполне понятно, что Генриетта к 1670 году (когда и произойдут ужасные события) всей душой хотела избавиться от шевалье. Об этом она рассказала Людовику XIV, с которым ее связывали доверительные отношения.

Узнав о тайных беседах своей жены с королем, Месье разгневался не на шутку: он затопал ногами, разорвал скатерть, опрокинул кресла и обещал отослать Мадам в Англию.

●●● Король Франции серьезно задумался. Ведь он давно пытался заключить союз с Карлом II Английским, братом Генриетты, против Голландии. И Мадам была идеальным посредником в переговорах: она неплохо разбиралась в тонкостях дипломатии и умела искать компромиссы. Развод был бы неуместен. Значит, надо убрать шевалье, который к тому же вызывал у короля неприятное раздражение.

Вскоре представился и редкий случай. Филипп подарил своему любимому другу два богатых аббатства без согласия на то короля. Людовик XIV использовал такую оскорбительную вольность, чтобы арестовать шевалье де Лоррена.

●●● Шевалье возненавидел Генриетту лютой ненавистью. Донос об этом тут же попал в Англию. Карл II отреагировал гневным письмом, в котором выразил недовольство непочтительным отношением к его сестре. Людовик XIV сделал свой ход: он приказал упрятать шевалье в каземат замка Иф* и пресекать любую связь с внешним миром.

●●● Король с Мадам продолжали трудиться над договором с Англией и готовили поездку в Дюнкерк, откуда Генриетта могла бы навестить брата. И, чтобы Месье не заподозрил ничего политического в этой поездке, Людовик XIV освобождает де Лоррена.

●●● Казалось бы, каждый остался при своем. Дуврский договор был подписан, но мстительность шевалье недооценили. А он стал вынашивать план, как извести Генриетту. Де Лоррен раздобыл сильнодействующий итальянский яд и с верным человеком отправил его во дворец Сен-Клу.

Ядом обмазали края чашки Генриетты. Выпив воды, Мадам тотчас почувствовала невыносимую боль, побелела, как полотно, и еле удержалась на ногах. Ее уложили в постель: она металась в ужасных муках, кричала от боли и через несколько часов скончалась.

●●● Интересна реакция короля. Он испугался, но чтобы сохранить союз с Англией, Людовик XIV на тайном совещании с медиками приказал не искать следов яда при вскрытии. И было официально объявлено, что Мадам умерла от холеры.
Карл II «поверил» вердикту, и Дуврский договор был спасен.

-3

Так началась новая эра – эра отравлений.
Отравление стало обыденным делом и не считалось преступлением.
Пока не вмешалась сама Франсуаза де Монтеспан…

Продолжение следует

* Каземат замка Иф – трехэтажное почти квадратное сооружение, расположенное на островке размером 3 га в 4 км по морю от Марселя. Ужасное место, скажу я вам. Настоящий каменный мешок, где в жару умираешь от удушья, а зимой – от холода. На каждом этаже за толстыми стенами расположены небольшие камеры, почти все без окон. Есть камеры с «удобствами» – небольшими окнами и каминами. В них содержались состоятельные заключенные за отдельную плату.