Наблюдая за высокоэффективными менеджерами в России, я невольно задумываюсь о том, в какой реальности они живут. Перед страной стоят серьезные задачи, такие как усиление оборонной промышленности, реструктуризация логистических маршрутов, запуск инновационных производств, и все они требуют финансирования. . Г-н Костин, бессменный глава банка ВТБ с 2022 года, упорно настаивает на приватизации 2.0 как на решении проблемы. Он считает, что завершение приватизации наполнит бюджет средствами и придаст необходимый импульс секторам, остро нуждающимся в инновациях и способностях к принятию решений.
Хотя мнение Костина может иметь определенный смысл, я склонен его не слушать, особенно в свете текущего финансового состояния банка ВТБ. В 2022 году банк понес рекордные убытки, превышающие 750 млрд рублей, а его финансовое положение настолько нестабильно, что он не выплачивает дивиденды. Интересно, что почти каждый год Костина включают в список лучших менеджеров России.
Важно помнить, чем закончилась первая приватизация, когда крупнейшие стратегические промышленные предприятия были проданы за бесценок. Некогда прославленный Уралвагонзавод, производивший танки, свелся к выпуску бытовой техники. Богатые олигархи, извлекшие выгоду из плохо проведенной приватизации, не смогли продемонстрировать существенных фискальных взносов в пользу государства и последовательно обменивали каждый рубль на прибыль. Их неспособность внести существенный вклад в бюджет, несмотря на получение крупных премий, делает призыв к приватизации неуместным.
Позором является отсутствие существенного вклада олигархов и менеджеров в бюджет. Вместо того, чтобы предлагать приватизацию, они должны сначала сосредоточиться на том, чтобы показать отличные результаты. Галицкий, основатель «Магнита», был прав, когда говорил, что олигархи и менеджеры, купившие активы за бесценок, не могут ими управлять, потому что никогда не испытывали мук бизнеса.
Помимо приватизации, есть и другие способы финансирования этих важнейших задач. Например, отказ от программы военной реформы или запуск государственно-частного партнерства для привлечения заинтересованных инвесторов. Минфин России также мог бы направить средства из нефтяного стабилизационного фонда на решение текущих задач, а Центральный банк мог бы предоставить кредиты по сниженным процентным ставкам.
Кроме того, существует возможность повышения эффективности государственных компаний, таких как «Роснефть» и «Газпром», что существенно отразится на бюджете. Эти компании постоянно отставали, что приводило к низкой доходности и медленному росту. Повышение их эффективности и обеспечение компетентного управления ими увеличили бы их вклад в бюджет.
В настоящее время не хватает видения и политической воли, чтобы добиться реальных изменений в российской экономике. Стране нужны лидеры, готовые осуществить столь необходимые экономические реформы и создать благоприятные условия для всех граждан. Тем не менее, судя по истории, олигархи и менеджеры могут не захотеть отказываться от своей власти и влияния. В конце концов, старые привычки трудно умирают.
Одним из вариантов, который может привести к жизнеспособным решениям, является создание совета по экономическому развитию, неправительственной организации, в состав которой входят представители отраслевых ассоциаций, научных кругов и правительства. Такой орган мог бы способствовать инновациям, стимулировать экономический рост и обеспечивать платформу для решений, не связанных с политическими интересами.
Для успеха российской экономики требуются компетентные люди, преданные общественным интересам и обладающие необходимыми знаниями для осуществления перемен. Государству необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, способных внести свой вклад в решение экономических задач страны. Кроме того, правительство может обеспечить финансирование исследований и разработок, что позволит запустить инновационные отрасли.
Интересно, что другие страны, такие как Китай, столкнулись с аналогичными экономическими проблемами, но сумели их преодолеть за счет сочетания эффективного планирования и реализации. В 1980-е годы Дэн Сяопин провел далеко идущие экономические реформы, которые в долгосрочной перспективе принесли пользу Китаю. Сегодня Китай является мировым экономическим центром благодаря этим реформам.
Аналогичный подход мог бы сработать и в России, но он требует полной смены парадигмы экономической политики страны. Также крайне важно повысить доверие граждан к экономике и правительству, способствуя прозрачности, честной игре и подотчетности. Общественность должна участвовать в формировании судьбы страны, внося свой вклад и привлекая лидеров к ответственности.
Наконец, успех России зависит от воспитания духа предпринимательства среди населения. Правительство могло бы подать пример, создав благоприятную среду для процветания малого и среднего бизнеса. Такой подход принесет различные выгоды, такие как увеличение занятости и более значительные взносы в бюджет.
В заключение можно сказать, что приватизация не может быть решением, которое необходимо России для преодоления экономических проблем. Альтернативные подходы, такие как отказ от программ военной реформы, создание государственно-частных партнерств и финансирование исследований и разработок, могут дать лучшие результаты. Кроме того, важно создать благоприятную среду для предпринимательства, повысить доверие граждан к правительству и привлечь компетентных специалистов для проведения экономических реформ.