Найти в Дзене
ЕленаКэнтон

БАЗАЛИОМА КОЖИ ИЛИ МЕТАТИПИЧЕСКИЙ РАК КОЖИ

Часть вторая

(наблюдения практикующего врача онколога)

Спустя некоторое время в гистологических заключениях перестали писать «кожный карциноид», заменили на слово «базалиома». В научной литературе базалиому не относили к злокачественной опухоли, считали ее местнодеструирующей, то есть разрушающей ткани вокруг себя. В канцерорегистрах зарубежных стран базалиома не упоминалась. Было несколько клинических классификаций базалиомы, не отражающих многообразие клинических видов опухоли. Врачи к новообразованию относились больше как к доброкачественной опухоли, об этом сообщалось пациентам.

Пациенты до сих пор убеждены, что базалиома - не опасная опухоль. Пациенты не понимали, почему после серьезного (в течение месяца) облучения опухоли или после операции она вновь растет. Почему порой после объемных операций (когда, казалось бы, «всё» удалили) опухоль вновь растет, и после комбинированного лечения – операции и лучевого лечения - тоже растет. Известны случаи, когда пациенты с врачебным образованием, страдающие от рецидивирующей базалиомы с обширными разрушениями костей, были убеждены, что врачи неправильно лечат неопасную «доброкачественную» опухоль.

Как видите, жизнь преподносила очень много вопросов молодому практикующему врачу Поликлинического отделения Ленинградского онкологического диспансера, кем в свое время я работал.

Я наблюдал нескольких пациентов с базалиомами, у которых были выявлены метастазы в головной мозг. То, что было написано в книгах и статьях о базалиоме кожи, не совпадало с наблюдениями на практике. Надо было с этим разобраться. Я много дней провел в патоморфологическом отделении, переписывая за пятилетний период клинические диагнозы врачей Поликлинического отделения (это были «зубры» в онкологии!) и сравнивая их с гистологическими заключениями, которые должны были совпадать с клиническими диагнозами. Однако, в некоторых случаях данные разнились: например, клинический диагноз был «базалиома», а гистологический - «плоскоклеточный рак кожи». Или наоборот - клинический диагноз «плоскоклеточный рак кожи», а гистологический «базалиома».

Из архива были подняты все микропрепараты (стекла, на которых исследуемая опухоль сохранена в виде очень тонкого среза, окрашенного специальным красителем), пересмотренные врачами-патоморфологами. Следует отметить, что в Ленинграде большинство онкологических пациентов лечились в онкодиспансере, так что выборку можно считать достоверной.

Были выявлены причины несовпадения клинического и гистологического диагнозов, а также описана морфологическая структура «базалиом» пациентов, у которых выявлены метастазы в головной мозг (к слову, аппаратов для КТ и МРТ 40 лет назад еще не было).

Гистологическая картина наблюдалась одна и та же: вокруг опухолевого узла базалиомы определялась плоскоклеточная метаплазия (опухолевые клетки плоскоклеточного рака). Известный исследователь Кларк определял гистологические и клинические особенности этих новообразований и называл эти опухоли метатипическим раком. В нашем онкодиспансере после проведенных исследований патоморфологи и врачи онкологи в окончательном онкологическом диагнозе стали писать «метатипический рак кожи (МТР)». Была опубликована статья Приходько С.Г. и соавторов: Метатипический рак кожи. Вестник дерматологии и венерологии 1986 №7:62-63

Эта опухоль оказалась не базалиомой и не плоскоклеточным раком! Она отличается от этих новообразований тем, что дает преимущественно не регионарные метастазы - опухолевые клетки в ближних лимфоузлах, а гематогенные – в отдаленные органы человека (головной мозг, кости, легкие, сердце). Наряду с этим, следует отметить, что метатипический рак кожи более агрессивен, чем базалиома и плоскоклеточный рак, чаще рецидивирует и обладает более разрушающим инвазивным ростом. Это - самостоятельное заболевание! Нельзя эту опухоль относить к базальноклеточному раку или плоскоклеточному раку! Тем не менее в клинических рекомендациях метатипический рак кожи с легкостью отнесли к базальноклеточному раку.

Продолжение будет следовать.

С уважением

врач онколог Сергей Григорьевич Приходько,

Онкологический центр криохирургии ЕленаКэнтон