Вопрос о присвоении Сталину звания генералиссимуса поднимался довольно часто. Однако «Отец народов» постоянно отказывался от данной затеи. И только слова маршала Рокоссовского смогли изменить мнение Иосифа Виссарионовича. В этой статье мы хотим рассказать о каком решении, Иосиф Сталин жалел до конца жизни.
Стал первым после Суворова
Во время Парада Победы, который проходил 24 июня 1945 года, «маршал Победы» Георгий Жуков заявил, что Советский Союз смог разгромить Германию только благодаря талантливому полководцу Иосифу Сталину. Спустя несколько дней был опубликован приказ о присвоении Сталину звания генералиссимус. Примечательно, что «Отец народов» получил данное звание впервые, после Александра Суворова. Однако сам Сталин, согласно воспоминаниям очевидцев, не был рад подобному событию.
Так, Михаил Лобанов (автор книги «Великий государственник» - прим.), ссылая на рассказ маршала Конева, утверждает, что Иосиф Сталин не поддавался на какие-либо уговоры и постоянно твердил: «Товарищу Cталину не нужны никакие звания для авторитета». Также «Отец народов», упомянул генералиссимусов Чан Кайши и Франко, заявил: «Нечего сказать, хорошая компания».
Слова Рокоссовского повлияли на решение Сталина
Однако советские военачальники оказались настойчивыми. Согласно словам Владимира Суходеева (автор книги «Легенды и мифы о Сталине» - прим.), вопрос о том, чтобы присвоить Сталину звание генералиссимуса ставился на повестку дня не единожды. Уже в первые послевоенные дни, присутствовавшие на очередном заседании Политбюро Иван Конев, Георгий Жуков, Александр Василевский и Константин Рокоссовский, предприняли очередную попытку уговорить «Отца народов» не отказываться от звания генералиссимуса. Военачальники мотивировали свое желание тем, что согласно русской традиции, полководец, который победоносно окончил военную компанию, должен был получить данное звание. Однако Иосиф Сталин был не приклонен. Тогда, маршал Рокоссовский заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!».
Поступок, о котором жалел до конца жизни
Согласно утверждению Вячеслава Молотова, Иосиф Сталин до конца своих дней жалел о том, что согласился на присвоение звания генералиссимуса. «Отец народов» полагал, что данное звание его принижало. Так, Молотов вспоминал: «Генералиссимус – специалист в военной области. A он (Сталин) — и в военной, и в партийной, и в международной».
В связи с тем, что «Отцу народов» было присвоено новое звание, было принято решение пошить и новую форму. Однако, в тот момент, когда новая форма впервые была продемонстрирована Сталину, он долгое время ругался, впоследствии заявив, что маршальская форма отличная и не нужно ничего выдумывать. Примечательно, что данное утверждение подтверждает Джеффри Робертс (автор книги «Иосиф Сталин» - прим.). Согласно утверждению Робертса, Сталин даже после присвоения звания генералиссимуса, продолжал появляться на публике именно в маршальской форме.
Более того, во время Потсдамской конференции, Сталин заявил Черчилю, что надеется на то, что он будет называть его как и ранее маршалом.