Найти в Дзене
Вдоль и поперек

«Дефолт»: отличная корейская драма о финансовом кризисе

Любая развивающаяся экономика, переживающая быстрый и масштабный рост, неизбежно приходит к моменту, в котором пузырь ничем необеспеченной эмиссии денег, долговых обязательств и сомнительных ценных бумаг схлопывается. Большинство стран Юго-Восточной Азии оценили правдивость этого тезиса на себе во время масштабного финансового кризиса 1997 года. Уроки экономики от капиталистов, либертарианцев и просто хороших парней из МВФ не понравились никому, но особенно болезненно они ударили по населению Южной Кореи. Режиссер Чхве Гук-Хи в своем финансово-политическом триллере «Дефолт» показал, как взращивали кризис, зарабатывали на нем и чем он в итоге обернулся для простого народа.

Сюжетно фильм разделен на три линии, каждая из которых демонстрирует крах национальной экономики с точки зрения выходцев из разных социальных слоев.

Внимание: дальше будут спойлеры.

Первая сюжетная ветка — это история Хан Си Хён, аналитика Банка Кореи, которая отчетливо видит приближение катастрофы. В своих отчетах она регулярно пишет о том, что безудержное расходование валютных резервов местного ЦБ на поддержание ложно стабильного обменного курса доллара к воне ничем хорошим для страны не закончиться. Начальство, само собой, эти отчеты игнорирует. Титаник то еще плывет, премии и бонусы капают и нечего тут портить настроение высшему менеджменту.

Хан Си Хён, в фильме глава отдела денежно-кредитной политики Банка Кореи.
Хан Си Хён, в фильме глава отдела денежно-кредитной политики Банка Кореи.

Однако на горизонте вырисовывается айсберг. В нашем случае он принимает обличие нулей на валютных счетах ЦБ. На этом этапе уже и до самых упертых чиновников доходит простая мысль о том, что нужно действовать или все развалится. Хан Си Хён поручают создать рабочую группу и в сотрудничестве с людьми из Министерства финансов постараться предотвратить кризис или хотя бы смягчить его последствия.

Рабочая группа делает вид, что работает.
Рабочая группа делает вид, что работает.

Приступив к работе, Хан Си Хён внезапно выясняет, что министерство финансов в основном занято защитой интересов крупных корпораций и выведением из под удара себя лично. То, как последствия кризиса скажутся на народе, не волнует, похоже, вообще никого. Естественно, что с таким подходом ни о каком спасении от надвигающегося краха речи не идет, и все идеи, генерируемые деятелями из МинФина, в конечном итоге сводятся к рекомендациям занять деньги у МВФ.

Венсан Кассель в роли чиновника МВФ.
Венсан Кассель в роли чиновника МВФ.

Вторая сюжетная линия рассказывает о Габ-Су, владельце небольшого кустарного производства, который вместе со своим партнером решает поставлять посуду в крупную сеть супермаркетов. По всем параметрам сделка выглядит перспективной, вот только оплату компаньоны получают не деньгами, а векселями. На тот момент такая схема для Южной Кореи была вполне обыденной и пока все было хорошо, она работала. Но летом 1997 года в экономике уже ничего не было хорошо, и ритейлер, расплатившийся векселем, обанкротился. Для Габ-Су такой поворот событий стал личной катастрофой. С одной стороны, его поставщики хотят денег, работники ждут зарплату, принадлежащая ему недвижимость стремительно дешевеет, а семью нужно кормить. С другой стороны, на руках у него есть только никому теперь не нужные бумажки и невеселые мысли о том, не пора ли уже свести счеты с жизнью.

Простите, ребята, но денег нет и не будет. Выкручивайтесь как хотите...
Простите, ребята, но денег нет и не будет. Выкручивайтесь как хотите...

Третий ключевой персонаж фильма — Юн Чон Хак, бывший банкир, который, как и Хан Си Хён, точно предсказывает кризис и последующие действия правительства. Излишними сантиментами этот финансист не наделен, а вот ума и деловой хватки ему не занимать. Понимая, что все вот-вот обрушится, он привлекает инвесторов и начинает делать ставки против корейской экономики. Эта стратегия делает его и тех, кто ему поверил, богатыми, ну а мы лишний раз убеждаемся в справедливости поговорки «Кому война, а кому мать родна».

Срочно шортим все позиции...
Срочно шортим все позиции...

В конце фильма режиссер переносит нас на 20 лет вперед. И снова на палубе Титаника играет оркестр, население набирает все больше кредитов, а банкиры и политики играют с деньгами и будущим целой нации. Все излучают оптимизм. Закончится он ровно в тот момент, когда власть предержащие в очередной раз не справятся с управлением. Как только это произойдет, они начнут рассказывать сказки о том, как важно всем сплотится и мужественно пережить грядущие тяжелые времена. Они то и в самом деле их отлично переживут, тут никаких сомнений нет. А вот что касается простых людей… За прошлый кризис Южная Корея расплатилась потерей экономического суверенитета, хронически высоким уровнем безработицы и непрекращающейся эпидемией самоубийств. Новый крах экономики повысит ставки еще сильнее, загнав народ в тупик, выйти из которого без масштабных потерь уже не получится.