Найти тему
Татьяна Уланова

Возвращаясь к вчерашнему тесту. Немножечко о правилах русского языка и почему их теснит интернет-культура

Оглавление

Вчера я опубликовала тест. Если вы ещё вдруг не отвечали на его вопросы, но планируете, лучше это сделать сейчас, потому что дальше будут сплошные подсказки.

Тест вот здесь:

И я даже поставлю картинку, чтобы вы не подглядывали, а успели уйти и проверить свои знания. Вот Фынечка пример подаёт, как не надо подглядывать. :)

Вообще-то все вопросы теста были с подсказками. Некоторые - даже с исходными латинскими словами. И сам тест, на мой взгляд, очень лёгкий.

Закавыка в том, что я решила пройтись по болевым точкам. Не по трудным словам типа "дощатый" или, простите, "асессор" с "конъюнктурой", а по тем словам, которые часто попадаются на глаза в Сети.

Мне хотелось создать тест "два в одном" - и выявить слабые звенья в знаниях, и дать возможность понять, как же должно быть правильно. Именно поэтому, как я думала, затруднений не должно было возникнуть.

Несмотря на возраст, ум и, казалось бы, искушённость, я полагала, что делаю доброе дело: тактично напоминаю правила.

Наивная, что уж там. :) Вот сейчас у меня в Самаре 20.24. На данный момент в тесте 1588 ответов.

-2

И я была всесторонне готова к соотношению количества ответов и лайков. Сейчас оно такое:

-3

Ну не обязан же читатель благодарить, правда? Ответил, что-то для себя решил, развлёкся и дальше пошёл. Нормально, что уж там.

Но вот к буре негодования у комментариях я оказалась как-то не готова. До сих пор мне печально - даже несмотря на беседу с психологом. Поэтому высказываюсь, чтобы можно было закрыть эту страницу.

Нормы бывают разные?

Итак, начала я тот текст мыслью о том, что Интернет с его вседозволенностью размывает нормы, позволяет думать, что писать можно так, как хочется, кажется и как быстрее.

Именно поэтому я посвятила тест грамотности, правилам. Ещё и напомнила:

И помните, что ошибки бывают разнообразные. Лексические, орфографические, стилистические, графические и даже грамматические, самые любимые у интернет-пользователей! :):):) Помните про контекст, который определяет смысл написанного!

Ладно, кто читает скучную вводную часть, когда впереди - развлечение?

Поэтому предлагаю

работу над ошибками!

Первый вопрос

Он был посвящён сложной теме: правописание глаголов. Для начала я выбрала простой случай. Здесь от буквы зависит смысл сказанного. Как я думала, достаточно прочесть неправильный вариант ответа, как сразу станет понятно, что нужно выбрать.

-4

Какое здесь правило

Е

"Будете" — это глагол "быть", который стоит во втором лице множественного числа. Делаем вывод, что "будете" используется в значении "жить", "иметь место", "находиться", а также он указывает на действие, которое произойдет в будущем. Этот глагол относится к первому спряжению.

Правило гласит: при его изменении по лицам и числам в окончании следует писать букву "е": ты будешь, он (она, оно) будет, мы будем, вы будете.

Надеюсь, что теперь вы будете помнить об этом.

И

"Будите" — это глагол "будить", который стоит во втором лице множественного числа. Из этого следует, что "будите" используется только в значении "заставлять проснуться кого-либо", "нарушать чей-либо сон". А что говорит по этому поводу грамматика русского языка? Этот глагол относится ко второму спряжению.

По правилу при его изменении по лицам и числам в окончании следует писать букву "и": ты будишь, он (она, оно) будит, мы будим, вы будите.

Мечтаю, что вы больше не будете будить в мне зверя. :)

-5

Второй вопрос

Здесь закавыка была не только в правописании слова "кардинальный", но и в паронимах, то есть словах похожих, но разных по смыслу: "кардинальный" и "кардинальский". Первое слово означает "важный", второй - "относящийся к кардиналу".

-6

Паронимы - очень интересное явление в языке. И, если, например, про "дипломата" и "дипломанта" запомнить довольно просто, то пары "водный" и "водяной", "песчаный" и "песочный" уже вызывают сложности. В таком случае полезно вспомнить школьную программу, значение суффикса -ан- (-ян-): "сделанный из", "состоящий из".

Водная гладь, водный баланс, но водяная струя. Песочные часы, но песчаный берег.

-7

Третий вопрос

Меня даже спрашивали: где, мол, вы это видели: "выйграть"?! Ой, видела. Неоднократно. И не только в комментариях читателей, но и в текстах авторов... Честно говоря, меня ставит в тупик логика этой ошибки, я её не понимаю. Разве что, предположу, некоторым кажется невозможным нахождение рядом двух гласных, "ы" и "и". По-другому я не могу объяснить.

Верный вариант единственный: вы + играть. Выиграть!

-8

Ещё здесь был вопрос на засыпку: зачем на фото тунец? Это был намёк на слово "тумак" в вопросе. Оказывается, в некоторых южных диалектах так называют тунца! :) Вообще слово "тумак" очень многозначное, я даже не ожидала. Кому интересно, идите сюда:

тума -Толковый словарь Даля
-9

Вопрос четвёртый

Этот вопрос оказался достаточно лёгким, из более чем полутора тысяч человек всего лишь 47 выбрали неверный вариант.

-10

Печально, что ошибочный вариант "выиграть" вместо "обыграть", "победить" становится настоящим профессионализмом в спортивной среде. Уже даже в СМИ встречаются такие перлы! Чем мотивируют? Простотой произношения при комментировании матча и скоростью! Для меня же это вопиющее невежество.

Это, товарищи, уже наглядное, я бы сказала, развращающее влияние Интернета. Но об этом ниже.

Верный вариант единственный: выиграть у кого-то.

-11

Пятый вопрос

-12

И тут тоже меня ждала осечка: в вопросе содержится правило, но
144 человека не обратили на это внимания. Жаль!

-13

Шестой вопрос

Я поставила его рядом с предыдущим, чтобы логику ответа было видно как можно нагляднее.

-14

И здесь 124 человека решили, наверное, что я запутываю следы. А я помочь хотела! :)

Радует, что никто из тех, кто отвечал в комментариях на дополнительный вопрос, не засыпался.

Заведующий! :)

Правда, особо хитренькие предложили форму "зав.". Ну а что, вариант, когда сомнения велики, а писать надо. Уж лучше сократить, чем сделать ошибку! И можно даже пойти ещё дальше - адресовать послание не заву, а просто начальнику! :)

-15

Седьмой вопрос

Он оказался самым сложным. Чуть ли не половина ответивших ошиблись.

-16

Один комментарий поставил меня в тупик. Мне велели обосновать, почему это надо писать "5-этажный".

Ну потому что в правилах современного русского литературного языка так! Школа, шестой класс, правописание сложных прилагательных.

Вот этот раздел правила:

Слитно пишутся сложные прилагательные, у которых первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный). Исключения – прилагательные, в которых числительное записано цифрами. 5-балльный, 30-летний.

Согласитесь, если сокращать, то уж сокращать. А где выгода в написании "5-ти этажный"?! Её нет. Это пресловутое "-ти" уже включено в цифру "5"! Так что такое написание нужно просто запомнить.

Ильгиз Гимранов. Работа из серии "Хрущёвочки".
Ильгиз Гимранов. Работа из серии "Хрущёвочки".

Седьмой вопрос

Здесь меня результаты порадовали, так как даже в стенах медучреждений даже от медработников приходилось слышать о пресловутом "лишении путёвок на Бали". Браво, мои дорогие читатели!

-18

И наконец, восьмой вопрос

Сначала меня привело в замешательство количество ответов. Потом я догадалась, что это число увеличилось из-за того, что некоторые поставили две галочки. Нет, такого делать не нужно - во всех моих тестах возможен лишь один ответ. Я решила, что это уже общеизвестно и не оповестила на этот раз.

Здесь меня убило количество неправильных ответов - подавляющее большинство.

-19

А контрольным выстрелом в меня стали агрессивные комментарии в духе "некорректный вопрос!"

Контекст. Интернет-нормы

Здесь всё предельно корректно. Запредельно, я бы сказала. Есть контекст, благодаря которому разумный взрослый человек никак не может перепутать, о чём речь: о физиологическом явлении или о письме.

Недаром я упомянула во вступлении к тесту о контексте. Он важен.

Вспомните чёткое правило правописания заглавных букв. Оно длинное, правда, я не буду цитировать, а дам ссылку:

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/139-prop

В школе нас учили писать заглавную букву в середине слова только в одном случае: если в первой части стоит числительное "пол", обозначающее половину.

Пол-Самары, пол-Татьяны.

Всё.

Все другие случаи заглавных букв в середине слова вне правил - они из другой оперы. Из интернет-оперы!

Да, Интернет позволяет всякое: либо говорят "по-олбански": "прЕвЕт, медвеД", либо о желании выделиться: "АлЁнИн БлОг".

Либо при помощи заглавной буквы ставят ударение.

Вот именно к этому и апеллируют те, кто обвиняет меня в некорректности вопроса.

А зачем здесь ударение? Кто-то в здравом уме может решить, что "написать рассказ" - это не о творчестве?

Или среди нас так много... хм... эпатажных личностей, которые сразу представляют белый снег с жёлтыми письменами мочи? Асфальт с мокрыми буквами рассказа и его писатель? Так что ли?! Кстати, в данном случае в слове "писатель" сами выберите, где должно быть ударение.

Товарищи, а как быть с формами слова "тест"?

Почему вы не возмущаетесь, когда я пишу "о тесте", "в тесте" и так далее? Почему вы не требуете писать "тэст", чтобы уж было совсем понятно, что разговор не о выпечке? Или даже так: "тЭст"

Не потому ли, что из контекста ясно, о чём речь?

Ударение важно тогда, когда из контекста непонятно, о чём речь. Например, весь рассказ состоит только лишь из слова "замок". Поди пойми, о чём тут.

Но стоит вписать ещё несколько слов, как ясно, что и ударение не нужно!

"Замок был настолько надёжный, что даже опытный мастер вскрывал его час".

Или:

"Замок, роскошный, неприступный, с множеством резных башенок на фоне ярко-синего неба, вырос перед нами неожиданно".

Так что, ребята, не надо спорить со мной по этому вопросу. Я права, а вы нет.

В заключение - один артефакт. Диплом из моей коллекции, который я сохранила от неожиданности - а он вот и пригодился! Я намеренно закрыла шапку и подпись, моя задача не стыдить кого-то, а просто показать вам, как смотрится в реальной жизни интернет-написание.

-20

Да, наша жизнь требует скорости. Да, часто в интернет-переписке некогда ставить запятые, кавычки и заглавные буквы.

Да, теперь некоторые трепетные особы расценивают точку в конце предложения в смс-ках как пассивную агрессию.

Да, теперь даже "?" и "!" игнорировать можно и модно. Смысл? Догадайся, мол, сама. И вот сижу и думаю: что хотел сказать человек? Спросить? Похвастаться? Угрожает? Не знаю!

Сейчас Интернет доступен всем, у кого есть смартфон, айфон, компьютер, ноутбук, планшет - что там ещё может быть? Если раньше о грамотности или неграмотности окружающих знали разве что те, кто получал от субъекта рукописные письма, то теперь о собственных пробелах в знаниях можно оповестить весь мир.

Но всё-таки хорошо, что существуют правила русского языка. Он и так достаточно сложен, чтобы ещё затруднять его восприятие.

А то получится не письменная речь, а вот этот мой диплом.

Заламинированный, с золотой рамкой - а показать его кому-либо стыдно.

Личное послание

После прочтения комментариев к вчерашнему тесту я много думала. Испытала широкий спектр эмоций, в котором негативных было гораздо больше.

Благодарю вас за это! Таким образом я поняла, что слишком остро реагирую на виртуальную реальность, что слишком открылась, что слишком близко позволила подойти тем, кого следовало держать на расстоянии.

Пока возьму паузу. Пусть пока поработают котики со своими забавными короткими роликами.

Я даже комментарии к этому тексту закрою. Мне надо восстановить свою способность излучать позитив. Всё-таки ежедневные публикации требуют не только физических сил - написание вот этого текста заняло у меня около четырёх часов, - но и моральных. Пришла пора их подпитать.

Ну, за надежду на скорую встречу!