Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Повесть о настоящем адмирале. «Крет-а-Пьеро»

Оглавление
Таким-то путем в какие-нибудь двадцать минут и с помощью дюжины бутылок extra dry Анчурия заняла подобающее ей место среди морских держав мира, а Фелипе Каррера получил право требовать салюта из девятнадцати пушек всякий раз, когда он появлялся в порту.(О.Генри. Короли и капуста).

В комментариях к одной из предыдущих статей начали составлять рейтинг наиболее "невезучих" стран южноамериканского региона. Парагвай, Мексика, Колумбия.... Хотя проще попытаться "везунчиков" вычислить. А так, есть еще одна кандидатура, маленькая островная страна, но ее история насквозь пропитана красным.

Гаити. Одна из первых стран, изгнавших французских колонизаторов, и отметившая это чудовищной резней белого населения. Вождь негров-повстанцев (бывших рабов) генерал Жан Жак Дессалин провозгласил себя императором Жаком I. Затем все как всегда, мятежи, перевороты, короли, императоры, президенты...

Дальше больше, время с 1844 по 1915 год на Гаити называют L`ere des baionettes - "Эпоха штыков". Историки сбиваются со счета, в этот период вместились несколько гражданских войн, десятки восстаний, 25 государственных переворотов, два императора и лишь один президент, удержавшийся в кресле положенный по конституции срок.

При этом, власть на Гаити давала не только винтовка, но и канонерка. Скромный флот этой небольшой страны был основным козырем в междоусобицах. В самой кровопролитной междоусобице, войне Сальнава 1867-1870 годов, в ожесточенном бою сошлись три бывших соратника, один из которых (Сальнав) ощутил себя бессмертным и за пару лет, задвинув коллег, из простого майора стал президентом, маршалом, пожизненным президентом и, наконец, венец карьеры и мечта каждого афрогаитянца, императором. А у берегов острова шли морские битвы вооруженных пароходов заинтересованных сторон.

 Бой 14 сентября 1869 года у острова Тортуга.
Бой 14 сентября 1869 года у острова Тортуга.

К концу 19-го века ситуация относительно стабилизировалась. Президентов выбирали на демократических выборах. Но страна была очень бедна. Флот также влачил жалкое существование. В наличии было от двух до четырех канонерок, часто неисправных. Офицеры в основном были иностранцами, служившими по контракту. Моряки подолгу не получали жалованья, а кормили служивых мало и плохо.

Гаитянскому флоту, однако, повезло, у него появился очень энергичный командующий, адмирал Хаммертон Киллик(1856-1902), мулат англо-гаитянского происхождения. Отец его был либо шотландцем либо ирландцем.

адмирал Хаммертон Киллик
адмирал Хаммертон Киллик

Активный и искренне увлеченный флотом командующий основное внимание уделил пополнению матчасти. В том числе и весьма изобретательным способом. В 1894 году он организовал встречу у Багамских островов с американской яхтой « Натали» двух гаитянских канонерок « Дефанс» и « Дессалин» с самим Килликом на борту. За 25 тысяч долларов Киллик сторговал у капитана яхту, которая после модернизации в Саванне пополнила гаитянский флот. Правда ходили слухи, что гаитянцы перехватили яхту с оружием для очередных мятежников против законного президента и капитану пришлось быть очень сговорчивым. Капитан сие отрицал, утверждая, что это была обычная морская прогулка.

В 1896 году гаитянский флот пополнился новым сильным боевым кораблем специальной постройки. В Англии по проекту сэра Э. Дж. Рида на верфи Earle's Shipbuilding & Engineering Co в Халле (Йоркшир) был заказан небронированный крейсер. Вооружением он был укомплектован во Франции. При 940 тоннах он имел 11 орудий и развивал 15 узловую скорость.

При спуске на воду 7 ноября 1895 года крейсер получил имя «Крет-а-Пьеро», в честь знаменитой битвы революционных негритянских войск.

Битва у форта Крет-а-Пьеро (на гаитянском креольском языке Лакрет-а-Пьево ) была крупной битвой гаитянской революции , которая состоялась с 4 марта по 24 марта 1802 года к востоку от Сен-Марка, в долине реки Артибонит . Французская колониальная армия, состоящая из 2000 человек во главе с генералом Шарлем Леклерком , блокировала форт, который защищали гаитянские повстанцы Жан-Жака Дессалина , среди которых была и знаменитая Мари-Жанна Ламартиньер. Форт был стратегически важным, поскольку контролировал доступ к горам Кахос. Истощив запасы продовольствия и боеприпасов, повстанцы Дессалина прорвали французскую блокаду и бежали в горы. Здесь повстанцы Дессалина убили множество мирных французов, а затем 11 марта восстановили контроль над фортом Крет-а-Пьеро

Атака и взятие Крит-а-Пьерро по Огюст Раффет
Атака и взятие Крит-а-Пьерро по Огюст Раффет

Первым командиром корабля стал шотландец Гилмор на гаитянской службе. «Крет-а-Пьеро» стал жемчужиной гаитянского флота, его флагманом и лучшим из всех четырех его кораблей.

В Гаити было по прежнему неспокойно. К обычным политическим дрязгам добавились унижения негритянского государства со стороны международного сообщества. В период президентства Поля Тиресиаса Огюстена Саймона Сэма произошло так называемое дело Людерса, окончательно уронившее его авторитет.

21 сентября 1897 года полиция Гаити обнаружила подозреваемого в краже возле столичных центральных конюшен. Во время ареста тот оказал сопротивление. На помощь ему пришел хозяин конюшен Эмиль Людерс. За нападение на полицейских и нанесенные блюстителям закона повреждения обоим в тот же день выписали по месяцу тюрьмы. Попытка апелляции привела 14 октября к установлению уже годичного срока заключения. Людерс был рецидивистом- в 1894 году он уже отсидел 6 дней за избиение солдата. На стороне обвинения среди свидетелей были немцы, британцы и французы.

Но так как у Людерса отцом был немец, за него заступился весь цивилизованный мир. 17 октября немецкий поверенный в делах граф Шверин потребовал немедленного освобождения Людерса , а также отстранения судей и увольнения причастных к делу полицейских. После вмешательства американского представителя У. Ф. Пауэлла президент Сэм помиловал Людерса, который 22 октября покинул страну.

немецкий ультиматум
немецкий ультиматум

Но это было только начало. 6 декабря 1897 года немецкие винтовые корветы SMS  Charlotte и SMS  Stein , бросили якорь в гавани Порт-о-Пренса без обычного салюта, и капитан Тиле уведомил правительство Гаити о немецком ультиматуме. Условия ультиматума были крайне унизительны: компенсация Людерсу в размере двадцати тысяч долларов (ранее было 30 тысяч), разрешение Людерсу вернуться в Гаити, письмо с извинениями перед правительством Германии, салют из 21 орудия немецкому флагу, прием президентом временного поверенного в делах Германии и четыре часа на принятие решения. От президента потребовали поднять белый флаг на президентском дворце в знак капитуляции.

К ужасу народа над дворцом появился белый флаг. Президент Сэм был вынужден уйти в отставку досрочно.

Так работала политика канонерок.

Гаитянская канонерка Crête-à-Pierrot 6 сентября 1902 года в порту Гонаив
Гаитянская канонерка Crête-à-Pierrot 6 сентября 1902 года в порту Гонаив

«Крет-а-Пьеро» Crête-à-Pierrot Earle's Shipbuilding & Engineering Co , Халл. Заводской номер 396. Спущен на воду 7 ноября 1895 г. Введен в эксплуатацию 1896. Взорван во избежание захвата противником 6ентября 1902.

Водоизмещение 950 тонн. Двигатели-Паровая машина тройного расширения, 1 × винт. Скорость 16 узлов . Экипаж 175 человек
Вооружение- 1 × 165 мм/45 Canet Modèle 1893, 1 × 120 мм/45 Canet , 4 × 100 мм/45 Canet Modèle 1891, 4 × картечницы Норденфельт, 2 × пулемета Максим

Фактически канонерка со стальным корпусом.

 Canon de 100 mm Modèle 1891
Canon de 100 mm Modèle 1891

Досрочная отставка Сэма привела к очередной гражданской войне. Сторонники двух кандидатов в президенты, Антенора Фирмина и Пьера Норда Алексиса в июне 1902 года начали вооруженную борьбу.

Anténor Firmin
Anténor Firmin
General Pierre Nord Alexis (1820–1910)
General Pierre Nord Alexis (1820–1910)

Военные в основном поддержали Алексиса, а адмирал Хаммертон Киллик был сторонником Фирмена и на его стороне был весь флот Гаити, что давало фирмистам определенные преимущества. «Крет-а-Пьеро» блокировал порты, занятые войсками Алексиса. Вместе с канонеркой «Туссен-Лувертюр» он обстреливал войска противника на побережье.

2 сентября 1902 года «Крет-а-Пьеро» перехватил немецкий пароход Markomannia (3335 BRT, 1890)Hamburg-American Line с грузом оружия для войск Алексиса. Оружие было перегружено на крейсер несмотря на протесты немецкоподданных. Затем пароход отпустили.

Немецкий министр-резидент в столице Гаити Порт-о-Пренс Франссен обратился за помощью к Кайзерлихмарине, который незамедлительно выслал на Гаити канонерку SMS Panther.

6 сентября немецкая канонерка обнаружила «Крет-а-Пьеро» в порту Гонаива. Киллик и большая часть команды отдыхали на берегу. Киллик бросился на борт и приказал всем покинуть корабль. С ним осталось только четверо. Завернувшись в гаитянский флаг, Киллик взорвал кормовой снарядный погреб. Адмирал и четверо моряков погибли вместе с кораблем.

«Крет-а-Пьеро» под обстрелом
«Крет-а-Пьеро» под обстрелом
«Крет-а-Пьеро» тонет
«Крет-а-Пьеро» тонет
остатки «Крет-а-Пьеро»
остатки «Крет-а-Пьеро»

Потом «Пантера» в течение часа расстреливала взорванную канонерку, выпустив около 30 снарядов. Добив гаитянский флагман, она ушла.

Тело Киллика было обнаружено и похоронено в тот же день. Его именем названа военно-морская база в Порт-о-Пренсе . Гаитянская почтовая марка 1943 года увековечила его подвиг.

-13

Оставшийся без поддержки адмирала и его флота Фирмин проиграл. Через месяц он уехал в ссылку в Сент-Томас на Барбадосе, где и умер в 1911 году. А Алексис стал 19-м президентом Гаити.

Международное право и в этот раз не пострадало. Надежда гаитянских патриотов на поддержку США в соответствии с доктриной Монро была тщетной. Государственный департамент США одобрил это действие, хотя потопление корабля и было признано «незаконным и чрезмерным». The New York Times заявила, что «Германия имеет полное право провести небольшую уборку дома за свой счет».

Так закончилась жизнь энергичного и самоотверженного адмирала, который смог бы свершить намного больше в более крупном флоте.

Гаитянский флот в 1910 году решил восполнить потерю флагмана, купив в декабре 1910 года у итальянцев старый бронепалубный крейсер "Умбрия"(1894 года). Переименованный в Ferrier и укомплектованный гаитянским экипажем, он затонул на переходе через Атлантику.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам