Древний человек не знал канонов живописи, но умело изображал наскальные рисунки. Это было возможно благодаря фотографической памяти.
Современный человек потерял эту способность, потому что познал правила живописи: пропорции предметов, облика людей. Какое восприятие продуктивнее для творчества?
«Любой шедевр может быть создан только тогда, когда мозг работает в особом режиме и у особых людей. Творческая продукция в принципе нужна для того, чтобы продвигать цивилизацию вперёд, чтобы мы, благодаря постижению Нового, поднимались по лестнице, ведущей «к небу», к высотам духа», – комментирует нейропсихолог, доктор психологических наук, преподаватель программы «Нейропсихология» Татьяна Григорьевна Визель.
Обсудили с профессором, как именно устроен мозг тех, кто способен создать шедевр. Что нужно, чтобы стать творцом?
Приспособительные функции, или иначе, органы чувств, такие как зрение, слух, обоняние, осязание – все они, кроме способности выжить в земных условиях, были источником возникновения творчества у древних людей.
Большую роль в этом играли инстинкты и интуиция, т.е. способности, осуществляемые не столько корой мозга, сколько более элементарными подкорковыми отделам, которые являются областью нашего бессознательного и подсознательного.
«Психическая активность подкорковых структур мозга у современного человека гораздо ниже, чем у древнего. Почему? Потому что у нашего современника появились знания. Он руководствуется правилами: «Это вредно, а это полезно», «вот это не надевайте в такое-то время года, а это надевайте».
А древнему человеку никто об этом не говорил, эти знания он добывал сам и каждое добытое знание было настоящим творческим актом. Изобретение человеком орудий труда, предметов одежды, жилища, требовало немалой изобретательности. Среди наших далеких предков были свои звёзды, свои таланты и гении», – поделилась Т.Г. Визель.
С течением времени появились «гении движений». Они понимали, какие из движений и в каком ритме полезны человеку, а в каком ритме могут нанести немалый вред. Какой вид движения вызывает релаксацию, успокоение, а какой ритм приводит к чрезмерному возбуждению.
В глубине мозга имеются такие структуры как таламус и гипоталамус. Они активно участвуют в регуляции ритмов и биоритмов мозга. В частности, под их контролем находится сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, работа кишечника, кровеносных сосудов.
Кора мозга является его высшим отделом, рождающим Творчество. Без участия коры мозга, современный человек не может создать по-настоящему творческого акта. Творчество – это то, что является знаковым, чисто человеческим.
«Несмотря на «господство» коры мозга, в творческом акте продолжает оставаться незаменимой и подкорка. Благодаря ей возникает такое явление как озарение (инсайт). Например, Исааку Ньютону на голову упало яблоко. Какой отдел мозга обеспечил ощущение, которое возникло у ученого? Конечно, это были подкорка, возможно и ствол мозга, но затем включилась кора мозга (осмысление!) и возник инсайт, который и привел к открытию Закона всемирного тяготения», – прокомментировала профессор.
Что нужно, чтобы стать творцом?
- Наличие ярких чувственных стимулов
- Природные задатки, которые даются от рождения (генетически).
Как получить чувственные стимулы ?
Источник один: контакт с внешней средой. Любой ребёнок может получить большое разнообразие стимулов, погружаясь в необъятный мир природы, культуры, человеческих взаимоотношений. В этом случае чувственная жизнь заставит работать весь мозг: кору, подкорковые и стволовые отделы. Наиболее ценные приобретения в этом делаются именно в детстве.
Подробнее о том, как работает мозг творца, узнаете в рамках программы «Нейропсихология» по ссылке