Найти в Дзене

Как работает мозг, который создает шедевры? Нейропсихология творчества

Древний человек не знал канонов живописи, но умело изображал наскальные рисунки. Это было возможно благодаря фотографической памяти.

Современный человек потерял эту способность, потому что познал правила живописи: пропорции предметов, облика людей. Какое восприятие продуктивнее для творчества?

«Любой шедевр может быть создан только тогда, когда мозг работает в особом режиме и у особых людей. Творческая продукция в принципе нужна для того, чтобы продвигать цивилизацию вперёд, чтобы мы, благодаря постижению Нового, поднимались по лестнице, ведущей «к небу», к высотам духа», – комментирует нейропсихолог, доктор психологических наук, преподаватель программы «Нейропсихология» Татьяна Григорьевна Визель.

Обсудили с профессором, как именно устроен мозг тех, кто способен создать шедевр. Что нужно, чтобы стать творцом?

Приспособительные функции, или иначе, органы чувств, такие как зрение, слух, обоняние, осязание – все они, кроме способности выжить в земных условиях, были источником возникновения творчества у древних людей.

Большую роль в этом играли инстинкты и интуиция, т.е. способности, осуществляемые не столько корой мозга, сколько более элементарными подкорковыми отделам, которые являются областью нашего бессознательного и подсознательного.

«Психическая активность подкорковых структур мозга у современного человека гораздо ниже, чем у древнего. Почему? Потому что у нашего современника появились знания. Он руководствуется правилами: «Это вредно, а это полезно», «вот это не надевайте в такое-то время года, а это надевайте».

А древнему человеку никто об этом не говорил, эти знания он добывал сам и каждое добытое знание было настоящим творческим актом. Изобретение человеком орудий труда, предметов одежды, жилища, требовало немалой изобретательности. Среди наших далеких предков были свои звёзды, свои таланты и гении», – поделилась Т.Г. Визель.

С течением времени появились «гении движений». Они понимали, какие из движений и в каком ритме полезны человеку, а в каком ритме могут нанести немалый вред. Какой вид движения вызывает релаксацию, успокоение, а какой ритм приводит к чрезмерному возбуждению.

В глубине мозга имеются такие структуры как таламус и гипоталамус. Они активно участвуют в регуляции ритмов и биоритмов мозга. В частности, под их контролем находится сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, работа кишечника, кровеносных сосудов.

Кора мозга является его высшим отделом, рождающим Творчество. Без участия коры мозга, современный человек не может создать по-настоящему творческого акта. Творчество – это то, что является знаковым, чисто человеческим.

«Несмотря на «господство» коры мозга, в творческом акте продолжает оставаться незаменимой и подкорка. Благодаря ей возникает такое явление как озарение (инсайт). Например, Исааку Ньютону на голову упало яблоко. Какой отдел мозга обеспечил ощущение, которое возникло у ученого? Конечно, это были подкорка, возможно и ствол мозга, но затем включилась кора мозга (осмысление!) и возник инсайт, который и привел к открытию Закона всемирного тяготения», – прокомментировала профессор.

Что нужно, чтобы стать творцом?

  1. Наличие ярких чувственных стимулов
  2. Природные задатки, которые даются от рождения (генетически).

Как получить чувственные стимулы ?

Источник один: контакт с внешней средой. Любой ребёнок может получить большое разнообразие стимулов, погружаясь в необъятный мир природы, культуры, человеческих взаимоотношений. В этом случае чувственная жизнь заставит работать весь мозг: кору, подкорковые и стволовые отделы. Наиболее ценные приобретения в этом делаются именно в детстве.

Подробнее о том, как работает мозг творца, узнаете в рамках программы «Нейропсихология» по ссылке

Наука
7 млн интересуются