Мне же хочется рассказать о малоизвестном начальном периоде производства трактаров в СССР. В этот период было создано несколько уникальных, ни на что не похожих конструкций. Каждой из них будет посвещена отдельная статья.
Трактор Мамина
Яков Васильевич Мамин 1873-1955 в начале работал на предприятии изобретателя Федора Абрамовича Блинова, (в настоящее время А О "Волжский дизель") построившего первый в мире гусиничный трактор. Его брат Иван был талантливым организатом. В 1899г он открыл Чугунно-литейный механический завод братьев Я. и И. Маминых". В то время были очень популярны колоризаторные двигатели на сырой нефти, иначе называемые калильными нефтяными двигателями. Выпуск этих двигателей брятья Мамины не только успешно освоили, но и значительно их модернизировали. Я. В. Мамин построил трактор на этом двигателе. Первым трактором Якова Васильевича был созданный в 1914г колесный " Русский трактор". Интересуясь применением своих тракторов и имея живой и деятельный ум Яков Васильевич постоянно усовершенствовал свои трактора. В 1919г он создал трактор "Гном". Вершиной его творчества стал созданный в 1924г трактор "Карлик".
Мощность 12л.с.
Полная масса 1,2т
Скорсть 2,7-3,5км/ч.
Расход топлива - сырой нефти 23,5кг/га смазочного масла 3,5кг./га (0,29375 кг/л.с./ч и 0,04375кг/л. с. /ч соотв.)
Скорость пахоты на грубину 17см - 0,15га/ч
Двигатель Я. И. Мамина с вертикальным цилиндром и запальником 650об/мин.
Главной изюминки машины были:
1)Баланс веса и мощности. Вес машины был минимальный, что бы трактор мог проехать по мостам предназначеным для гужевого транспорта. А мощность тотже минимальной, для такого веса и, обеспечивающегося этим весом, усилия сцепления с грунтом. Что позволило оптимизировать расход топлива.
2)Доработанный Яковом Васильевичем калоризаторный двигатель. Ему удалось поднять степень сжатия сырой нефти, вероятно за счёт впрыска в цилиндр воды. Это позволило отказатся от колоризаторной головки вместо неё использовался предварительно раскаленный стальной стержень, что значительно облегчило запуск двигателя.
Давайте проанализируем ТТХ. Вспашка 1га занимала 6,7ч. В час, тратилось 3,5л сырой нефти. Что при мощности в 12л/с соответствует удельному расходу 0,29375 кг/л.с./ч. И это фактический удельный расход топлива снятый не на стенде, а при выполнении реальной работы - вспашке поля для комиссии Тимирязевской Сельхоз. Академии. Для сравнения удельный расход топлива двигателя ЗИЛ 130, на более высокооктановом топливе, (теоретический по паспорту) 0,236кг/л.с./ч.
Теперь посмотрим технико экономические характеристики.
Стоимость трактора 1,6тыс руб при единичном производстве и плановая при мелкосерийном 850руб
Ремонтопригодность:
- число деталей 300.
- все детали изготавливались без применения сложного оборудования кузнечным или слесарным способом и могли быть отремонтированы в любой кузнеце.
Простота эксплуатации:
-возможно применение любых используемых в тот период масел.
- время запуска 7мин более быстрое чем у калильных двигатетей, отсутствие калильной трубки обеспечивало устойчивую работу в холодную и сырую погоду.
- низкая стоимость ГСМ.
Эти ТТХ достигались за счет оптимизации конструкции:
Двигатель не имел радиатора и охлаждался испарительным способом - подачей воды самотеком.
Упрощение трансмиссии - нет коробки передач, червячный механизм передавал момент вращения от двигателя на ведущую ось. Вместо диффиринциала применен простой оригинальный кулачковый механизм конструкции Я. В. Мамина в котором использовались муфты особой конструкции, расцеплявшие одну из полуосей при повороте рулевого колеса.
Упрощеный рулевой механизм с одним передним колесом исключал наклон рамы трактора характерный для 4-х колёсной схемы когда одно колесо попадало во вспаханую борозду.
Яков Васильевич отехнологичил трактор - большинство деталей изготавливались без применения сложного оборудования и могли быть отремонтированы в любой сельской кузнице. В результате "Крлик" был одним из самых ремонтопригодных тракторов СССР.
Нужно отметить, что низкая скорость была недостатком, но не имеющим решающего значения т.к. в то время грунтовые дороги были оптимизированы для движения одноконных телег со скоростью 3-5 км/ч. Трудно представить, что на такой дороге можно развить скорость больше 5- 10 км/ч не зависимо от ТТХ транспортного средства. Кроме того низкая скорость компенсировалась большой массой перевозимого груза - до 4т. Но самое главное - основная задача трактора - пахота. А здесь "Карлик" давал максимальную отдачу при минимальной мощности и расходе топлива.
Единственным существененным недостатком был смещенный к задней оси центр тяжести, что могло привести к опрокидованию трактора назад. Впрочем, это характерно для многих моделей тех лет. Кроме этого, он совершенно не годился, для буксировки арт орудий.
С 1924 по 1928 год завод «Возрождение» каждый день выпускал по 5 тракторов. такого типа. При объёме кап. вложений не более 120тыс. руб. и штате не более 132чел.
Хочу особо подчеркнуть, что столь высокой оптимизации параметров и оптимизации процесса изготовления Яков Васильевич, достиг уже на 4-й модели. При этом он жил на перефирии мирового тракторостроения, что свидетельствует о его большом таланте констуктора-технолога.