Землетрясения принесли Турции не только многочисленные жертвы и экономические проблемы, но и создали целый ряд новых опасностей.. Так по данным министерства Лесного и Сельского хозяйства на семи плотинах были обнаружены трещины и деформации. По словам властей, все меры предосторожности предприняты – на двух плотинах уровень воды понизили до минимального. Турецкое правительство уверено, что ситуация под контролем. Однако в истории уже были случаи, когда казалось, что критическая ситуация на плотине далеко позади. Так было 8 августа 1975 года, когда в Китае произошла одна из самых смертоносных техногенных катастроф в истории человечества.
Эта тр̲агическая история началась с большого скачка – так в Китае называют курс на промышленный прорыв, объявленный Мао Цзэдуном в 50-х годах. Великий кормчий поставил перед аграрной страной амбициозную цель: догнать и перегнать ведущие западные державы.
В период Большого скачка правительство озаботилось в том числе и развитием водной инфраструктуры. В провинции Хэнань в центральной части Китая начали строить комплекс плотин и водохранилищ. Они были нужны для защиты от наводнений, а также орошения и производства электроэнергии.
В ту пору Китай был весьма далек от статуса сверхдержавы. Вчерашние крестьяне, которых забрали из деревень творить экономическое чудо не имели ни малейшего понятия о современном производстве и неумели даже выплавлять сталь – ее плавили в кустарных глиняных печах, топившихся дровами. Поэтому партия и правительство обратились за помощью к старшему брату – Советскому Союзу. Помогать китайцам отправились тысячи советских специалистов. Советских экспертов пригласили и для строительства плотин, которые возводили под громким лозунгом: «Обуздать реку Хуанхэ». Самым крупным гидросооружением стала дамба Баньцяо.
Дамбу Баньцяо строили на века, причем в буквальном смысле слова. ее проектировали с таким расчетом, чтобы она выдержала наводнение, которое случается раз в тысячу лет. Тем не менее, даже под надзором советских спецов китайские инженеры допустили ряд грубых просчетов. Большая ошибка заключалась в том, что в качестве первичного материала были избраны лессовые глины, которые при набухании теряют свою крепость, после чего начинают пластичное течение, что в свою очередь приводит к разрущению всей конструкции. Вскоре после завершения строительства глиняная дамба и ее шлюзовые затворы покрылись трещинами. Пришлось вновь звать на помощь советских товарищей. Советские специалисты исправили эту ошибку и укрепили конструкцию стальным каркасом.
Сооружение, которое китайцы прозвали «Железной дамбой», считалось нерушимым. Но тут в дело вмешался супертайфун, под названием «Нина». Этот тайфун сформировался 31 июля 1975 года в Филиппинском море. Циклон обрушился на Тайвань, а затем на восточный и центральный Китай. Обычно тайфуны ослабевают по мере своего продвижения на сушу, однако «Нина» прошла между горами и ничуть не теряя силу двинулась в провинцию Хэнань.
Скорость ветра достигала 250 км/ч. Ураган сопровождался интенсивными ливнями. За одни сутки выпало 1631 мм. осадков, хотя за целый год в этой местности осадки не превышают 800 мм. Чтобы было более понятно, что такое 1600 мм. осадков – это примерно 18 тысяч тонн воды на один гектар. реки бассейна Хуайхэ моментально вышли из берегов. В регионе началось наводнение. Уровень воды в водохранилище Баньцяо поднялся несколько метров и приблизился к критической отметке.
В ночь на 7 августа инженеры гидроузла отправили властям срочный запрос – дать разрешение на открытие шлюзов, чтобы снизить уровень воды, но получили отказ. Руководство провинции побоялось затопить территории ниже по течению. тем временм под напором воды дамба начала трещать по швам. Когда же руководство все же разрешило спуск воды, было уже слишком поздно – водоспуски забились илом и не могли выполнять свою функцию. Исправить ситуации оппытался командир близлежащей военной базы. Он собирался нанести по дамбе авиаудар. Таким образом в дамбе можно было пробить брешь, через которую постепенно бы начала сходить вода.
Но пробить шлюзы плотины летчики не успели. Пока командование ожидало разрешения на бомбардировку, уровень воды поднялся выше критической отметки. Первой рухнула дамба Шиманьтань, которая находилась выше по течению. Через полчаса водяной шквал достиг плотины Баньцяо, перевалил через ее гребень и в считанные секунды разрушил сооружение. Прорыв плотины Баньцяо привел к цепной реакции, в результате которой разрушились еще около 60 дамб – все они попадали как костяшки домино. На провинции, расположенные ниже по течению, хлынули миллиарды тонн воды. Приливная волна, высотой 7 метров и шириной 15 километров полетела вниз со скоростью 50 км/ч и затопила 7 провинций. В один миг образовалось множество озер общей площадью около 12 тысяч квадратных километров, что сопоставимо с площадью Черногории.
В результате наводнения погиб̳ли 26 тысяч человек, но это лишь число утонувших. Суммарное количество жер̲тв по разным оценкам составляет от 171 до 230 тысяч. Люди умир̲али от эпидемий и голода, разразившихся после катастрофы. Чистая вода превратилась в настоящий дефицит.
Такого числа жертв можно было бы избежать, если бы власти вовремя предупредили людей о надвигающейся катастрофе, но большинство приказов об эвакуации не дошло до адресатов из-за погодных условий, плохой связи, а также безалаберности чиновников. Можно сказать, что власти просто проспали эту катастрофу и спохватились только тогда, когда было уже поздно. Наверху никто не верил, что «железная дамба» может быть разрушена.
Те же, кому посчастливились остаться в живых, остались отрезанными от внешнего мира из-за разрушенных дорог и коммуникаций. Основную магистраль из Пекина в Гуанчжоу восстановили только через 20 дней. Мелкие же дороги не восстанавливались на протяжении 3-4 месяцев. Американские социологи считают прорыв дамбы Баньцяо самой страшной техногенной катастрофой в истории человечества и даже страшнее, чем авария на Чернобыльской АЭС.
По числу жерт͍͔̟в китайская катастрофа действительно превосходит советскую. Впрочем американцы забыли об индийской катастрофе в Бхопале, где в 1984 году произошла утечка смертоносных токсинов с химзавода, который принадлежал американцам. По некоторым оценкам, от последствий этой аварии погиб̲ли до полумиллиона человек. Одной из причин, как Индийской, так и китайской стал человеческий фактор, точнее халатность, ведь еще на стадии проектирования плотины Баньцяо некоторые гидрологи предлагали увеличить число шлюзовых ворот и построить их не 5 а 12. Но к мнению специалистов власти не прислушались
Чтобы вернуть пострадавшие провинции к жизни, китайским властям потребовались долгие годы. Саму дамбу Баньцяо восстановили только в 90-х. Сейчас она работает в штатном режиме. Вся информация о катастрофе, ее экономических последствиях и числе погибших была строго засекречена вплоть до 2005 года.