⇦ предыдущая часть
В нынешнем году в Усть-Медведицкой открывается военно-ремесленная школа. От души приветствуем это новое учебное заведение и желаем ему преуспевать на пользу родного Дона!
Посмотрим теперь, что такое военно-ремесленная школа и что она нам, казакам, может дать. ″Военно-ремесленная школа″, как сказано в Высочайше утверждённом 17 апреля 1886 года положении,
″учреждается с целью распространения в донском казачьем населении, вместе с необходимым общим образованием, ремесленных знаний, которые способствовали бы изготовлению непосредственно самими казаками всех вообще предметов, необходимых им для снаряжения на военную службу, а также и с целью приготовления лиц для занятия в строевых частях войска Донского мест мастеров и подмастерьев: кузнецов, оружейников, слесарей, ложников, седельников и шорников.″
Войско Донское, со времени своего основания, призвано было вести исключительную, военную жизнь. Поэтому учреждение военно-ремесленной школы, служащей к упорядочению воинского снаряжения, в высшей степени необходимо. Наши мастера, окончившие курс в этой школе, прежде всего, будут командированы, конечно, в полки, чтобы принести там всю пользу, которую от них ожидает правительство. Но ведь они вернутся из полков в наши станицы, уже опытные в своих мастерствах, и вот тут то, главным образом, начнётся их полезная деятельность на пользу своих сограждан.
Отсутствие хороших ремесленников в наших станицах, даже окружных, чувствуется очень сильно всеми и каждым. Спросите у наших земледельцев-хозяев, почему машины до сих пор так плохо прививаются в сельском хозяйстве? Одна из серьёзных причин – отсутствие сносных слесарей и кузнецов, которые могли бы поправить какую-либо порчу в машине; а без этого нужно или посылать машину для исправления за сотни вёрст, или выписывать запасные части, что сопряжено с большими расходами, а главное с потерей дорогого времени. И посмотрите, сколько таких машин валяется по большим хозяйствам, только благодаря тому, что нет порядочных кузнецов и слесарей. Там, где мастерства упрочились, например, в немецких колониях Поволжья, - железные плуги и бороны давно уже получили большое употребление между простыми колонистами-мужиками. У нас же, благодаря отсутствию хороших мастеров, железный плуг составляет большую редкость, а больше практикуется тяжёлый малороссийский плуг, в который надо впрягать минимум три пары быков. А много ли у нас осталось казаков, имеющих по три пары?
То же самое и в других отраслях хозяйства. Лошади у нас куются плохо; сбруя – невозможная; а наши пресловутые ″тарантасы″, рыдванчики, рыдваны, - что это за орудия пытки как для животных, так и для ездоков! Отсутствие хороших седельных мастеров довело наши сёдла до такого безобразия, что седлать лошадь – значит, наверно набить ей спину. Шорников у нас нет. Выделка ремней, как для седла, так и для хомутов, составляет большую редкость; сбруя же, покупаемая обыкновенно на ярмарках такого плохого достоинства и так дорога, что и говорить об этом нечего. Между тем, казаки на этих же ярмарках за такую негодную сбрую часто променивают отличные воловьи кожи. И всё это потому, что нет порядочных мастеров. Следовательно, нужно надеяться, что, с появлением в наших станицах мастеров из военно-ремесленной школы, упомянутые неудобства и недостатки будут в значительной степени устранены.
Теперь посмотрим на дело с другой стороны. Кроме ремёсел, в ремесленной школе, в течение четырёх лет даётся ученикам общее образование, объём которого почти равняется курсу окружных училищ. Там проходят: закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию с рисованием и черчением, историю России в связи с главными событиями всеобщей истории, географию России, чистописание, ручное огнестрельное оружие и сведения из строевого и дисциплинарного уставов.
Как видите, это не те мастера, которых мы привыкли видеть в своих станицах пьяными, безграмотными, неряшливо и неаккуратно исполняющими заказы. Люди с таким общим образованием должны будут занять в среде наших станичных обществ почётное положение. Эти люди, при известном желании и любознательности будут иметь возможность и книгу, и газету прочитать. При том материальном обеспечении, которое может им дать их ремесло, они и на сходах наших будут иметь веский голос, и как люди более других развитые, будут вернее понимать и лучше усваивать и проводить в жизнь полезные распоряжения и могут, таким образом, избавить станичные общества от паразитов, им же несть числа.
Одним словом, в мастерах из военно-ремесленной школы мы будем иметь новую силу, близко стоящую к простым казакам и неизбежно оказывающую на последних своё влияние. Каково будет это влияние, зависит от того, как поставлено будет само обучение в школе. Поэтому, обрисую в кратких чертах жизнь школы, как она представляется из положения о школе.
В школу принимаются малолетки от 16-18 лет, по экзамену из предметов приходского училища. Они должны иметь обмундирование и снаряжение, как казаки, поступающие в полки нестроевыми. В школе обучается всего 60 человек. Живут они на полном войсковом содержании и в строевом отношении образуют сотню. Начальник школы будет штаб-офицер; у него два помощника – обер-офицеры, из которых один будет заведовать хозяйством школы, а другой вести строевое обучение учеников. Дисциплина в школе будет чисто военная. Для обучения ремёслам будут приглашены лучшие из имеющихся в войске мастеров, которые будут помещаться в самой же школе. Для преподавания общеобразовательных предметов начальник школы будет приглашать обер-офицеров, или преподавателей местных учебных заведений. Преподавание, как ремёсел, так и общеобразовательных предметов будет вестись по строго определённой программе, утверждённой высшим начальством.
Таким образом, школа эта будет поставлена совершенно на таких же основаниях, как и все наши военно-учебные заведения (корпуса, юнкерские училища и прочие), а потому есть полное основание надеяться, что малолетки получат в школе трезвое и разумное направление, солидное образование и основательное знание своего ремесла.
Газета «Донская речь» № 111 от 26 сентября 1889 года.
⇦ предыдущая часть
Навигатор ← Из истории области войска Донского
► Подборка "Образование на Дону"