Итак, ключевая десятка наилюбимейших мною альбомов, которые сердцу наиболее дороги. Самые вкусные, самые ценные, самые дорогие. Вперёд! А предыдущие части ниже по ссылкам:
10. Давай Забудем О Морали (2012, Птицу ЕМЪ)
Сторонний на редкость самобытный проект от участников 4 позиции Бруно из Екатеринбурга обзавёлся тремя альбомами, среди которых второй, центровой, – возможно, самый главный и лучший. Ибо это – андерграундный русский сторителл-дэнс-рэп-неформат по-свердловски.
Релиз в первую очередь затрагивает тех, кто этот русский рэп слушал. То бишь тех, кого русский рэп высмеивал. В первую очередь ниферных недотёп-школьников, терпящих унижения и возвышающих себя над остальными, даже выше Бога. Сдающих своих корешей-наркоманов. Обещающих завязать с вредными привычками самим себе и своим пьющим матерям. Обращающихся за помощью к бабушке, она же – Старая подруга. Отдельно стоит отметить инструментал, который так же самобытен и не грузит: под данный сплав трип-хоп-хауса и того же андерграунда можно чиллить, вникать, существовать... Он подкрепляет общее сумасшедшее содержимое, которое наоборот вдумчивого слушателя поднагрузит.
Через атмосферно-маловнятные скиты-фристайлы, не стесняющиеся похабщины, абсурда и нелепости, таких чумовых историй уготовлено уйма. Достаётся без малого каждому: и слушателю, и персонажам выше; причём их не выставляют как дураков, а просто высмеивают и одновременно обеляют. Такая музыка прямолинейно выходит за его рамки, разрывая шаблон и подрывая каноны. В том числе и поэтому релиз проекта Александра Ситникова, Антона Клевцова и ныне покойного Коли Бабака вошёл в локальную историю. Как и остальные релизы Птицы.
9. Dirt Femme (2022, Tove Lo)
Сей релиз певица шведка Туве Ло выпустила на своём лейбле Pretty Swede, спустя пять месяцев после основания. Скандинавская девушка в возрасте держится молодцом, не стесняясь визуального и душевного откровения. Песни пишет сама, в записи участвует непосредственно. Ещё и выпускается независимо.
Вдохновением стали темы интима, похоти, женственности и мужского начала. По словам самой Туве, под эту музыку захочется кричать, танцевать и очень-очень быстро ехать на машине. Основная особенность сорокаминутного опуса – ретроспективность аранжировок, и плотный звук, местами отсылающий ко вновь модному диско-попу 80-х, с использованием басов, синтов и жирных клавишных. Иногда есть переходы к акустике. Ну и лирика на основе обнажённых чувств, и искренности при своей спорности выигрывает.
Особо искушённым меломанам может показаться чем-то проходным, однако если субъективно – один из лучших релизов в истории жанра. Как минимум одна How Long до сих пор способна сохранять статус королевы радийных ротаций. Словом, шведское поп-ассорти из электро и хауса на мировом уровне. Как минимум хороший альбом с притягательными мелодиями.
8. Перезвони мне +79995771202 (2021, Anacondaz)
Астраханцы из Anacondaz не на шутку разошлись и выдали зимой 2021 года шестнадцатитрековый альбом, год спустя приправив его бонусами, со странным названием и обложкой. Однако его главный конёк – именно песни.
Студийник содержит истории из жизни со знакомыми терминами, громкими цинично-ироничными призывами и размышлениями со смыслом.. Этакая остросоциальная музыка с цинизмом и иронией для всех, кто в танке. Ядрёный поп-панк-рок, в котором пылает политическое пламя протеста и постковидного синдрома. Временами пропагандируется культура лени и пофигизма. Смысловые атаки речитативом, шлифующиеся каждую секунду из накопленного за десятилетие хватит надолго. Юмор, сарказм и угар достигают максимальных рамок. Есть действительно много крепко западающих в голову моментов, которые заслуживают растаскивания на цитаты.
Сочные гитарно-ударные аранжировки, злободневные жизненные текстá, отшлифованный звук, дуэты с кис-кис и Заточкой. Здесь каждый сможет найти песню по вкусу – любая уникальна и самобытна при не сильно разном звучании. Один из немногих альбомов в этом списке, где количество проходных песен равно 0. В этом и есть его особенность.
7. Марабу (2015, ATL)
Переворот рэп-игры 2015 года вошёл в современную музыкальную историю России, став наравне с 2к17 агрегатором главного тогдашнего жанра страны – рэпа. Парадокс, но наименее Каспийского груза, Скриптонита и, конечно, Оксимирона* запомнился Сергей Крупнов, он же ATL. Его постапокалиптический рэп, записанный с аранжировщиками Dark Faders, претендует на звание главного на постсоветском пространстве. Альбом Марабу – лебединая песня исполнителя.
Стартуя с семпла Hi-Fi (об этом феномене ещё поговорим), господин Крупнов под смесь атмосферного рейва, дип-электро и флекс-попа тезисно стелет про жизнь после конца света. И неудивительно, ведь Марабу –10 коротких историй о жизни после ядерной катастрофы, о флоре, фауне и людях, о психозе, их окутывающем. В этих историях нет ничего лишнего, настолько всё выверенно и атмосферно, отточенно и тезисно. А безграничные поля равнин Чувашии однозначно повлияли на концепт.
Магия Марабу далась лишь раз и, немного рассорившись с Dark Faders, господин Крупнов продолжил собственный музыкальный путь, став главным идейным музыкантом России в 2022 году, когда затронутые темы стали актуальнее, чем когда-либо. Да и дуэт аранжировщиков в плане успеха не двинулся на те же внеземные высоты. А заметка про ноль проходных песен к этому альбому относится ещё более заслуженно.
6. Вот она какая... (1990, Надежда Чепрага)
Под занавес Советского Союза та же фирма грамзаписи Мелодия выпускает очередную пластинку молдавской эстрадной певицы Надежды Чепраги.
Вот она какая... – её основной бенефис. Музыка каждой песни пропитана тёплыми молдавскими нотками солнца, виноградных полей и синевы неба под терпкое вино. Аранжировки от ВИА Плай во многом пластинку делают: ежесекундно вьётся свежесть, журчит жизнь с переливами, отражается неповторимый блеск с улавливаемыми мотивами эстрады. Причём мотивы этой скромной малонаселённой республики сложно спутать с чем-то ещё. Перекати-поле, До встречи, Водовороты, Мария-Мирабелла, а также песни на румынском языке – непризнанные шедевры.
В общей совокупности создалась прекрасная и малооценённая картина для истинных ценителей. В чём-то хорошо, что такие вещи порой остаются в тени истории. Воистину сокровище позднесоветской эстрады, какие ещё найти надо. Смотришь на Надежду Алексеевну, и думаешь: действительно, вот она какая...
5. Первый контакт (1999, Hi-Fi)
Новосибирский поп-революционер Павел Есенин (музыка, вокал) объединяется с Эриком Чантурией (тексты), создаёт проект Orbita, позже перекочевавший в группу танцоров-певцов под фанеру Hi-Fi, и выпускает первый альбом проекта.
Единственный у него суперудачно выстреливший, Первый контакт – один из ярчайших бриллиантов русской поп-музыки последних десятилетий. Он наполнен хитами на все времена (Не дано, Ты прости, Беспризорник, и другие), а также заряжает своим танцевальным евро-поп-звучанием, которое до сих пор не стареет и радует. В одном флаконе смешаны Ace of Bace и Отпетые мошенники, Иванушки International и Enigma, клубняк и клавишное электро.
Попса миллениума действительно уникальная вещь. Вместе с Михеем и Гостями из будущего Hi-Fi на год другой – лидеры русской поп-музыки, которые её на то же время сделали по-мировому современной, визионерской и, естественно, модной.
4. A Momentary Lapse of Reason (1987, Pink Floyd)
Выпуску долгожданного альбома предшествовали судебные тяжбы за права на пользование брендом Pink Floyd. Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс, будучи каждый фронтменом в своё время, тянули одеяло на себя. Выиграл первый, доказав, что он в чём-то больше Pink Floyd, чем второй, что, конечно, не совсем правда. А споры не утихали несколько десятилетий.
События отразились на Моментальной потере рассудка, неидеально соединившем всё лучшее, за что британские рокеры полюбились миру (пусть уже без Уотерса и с мизерным участием клавишника Ричарда Райта). Синтезаторы и раскатистые соло, прогрессив-рок 80-х и электро-поп, обрамлённый гитарами, саксофон, синтезаторы, драм-машины, секвенсоры, визуальное оформление, и многое другое.
Самый успешный альбом группы –The Dark Side of The Moon, – обрёл труднорождённого, сложного, местами хлипкого, несуразного, но достойного преемника своего времени в лице стадионного рок-титана – одну из главных пластинок восьмидесятых. Наполненная поэтизмом, символизмом в виде культовой обложки и узнаваемым звуком. Альбом даже в космос слетал, а тур в его поддержку единожды привёз оставшееся трио в СССР, в разгар его агонии (1989). Чем уже это не символизм по-нашему?
3. 3000 (2000, Смысловые галлюцинации)
В начале 2000 года записанная по пьяни песенка Вечно молодой (вкупе с Розовыми очками из той же оперы и Ди-джеи сходят с ума) улетела в фильм Брат 2, став его основой и гимном поколений миллениума, сделавшим группу всероссийско известной. Благодаря в том числе Нашему радио.
Тогда же квартет бывалых рокеров, в 1990 году один из последних принятый в закрывавшийся тогда Свердловский рок-клуб, выпустил федеральный дебютник. Запись получилось профессиональной, качественной и выверенной, пускай есть сходство в звучании с земляками из Агаты Кристи. Однако коллектив не лишён умения создавать неповторимые музыкальные узоры вихрями и отдельными мазками. Музыка из Екатеринбурга являет себя вовсю: саксофон, баланс между живым рок-звучанием и электронными примочками, волнами и стенами заполняющими мелодическое пространство. Не стоит забывать, что здесь посвящение Ю. А. Гагарину Звёзды 3000, прямолинейная Всё в порядке, и другие любопытные для слуха темы.
Ясно одно: в этой музыке можно утонуть, не захлебнувшись. И парадоксально, что выдержанный мужской рок с яйцами, спетый с чётким нервом, средненадрывно на серьёзных щах мешает всё, кроме себя самого: спейс, прогрессив, электро и попсу. В том числе этим для прослушивания он особенно прекрасен.
2. Think Tank (2003, Blur)
Двухтысячные культовый британский квартет, породивший песню У-у-ху-у (Song 2), и брит-поп, который сам и убил, начал кризисно. Погрязший в алкоголе и сольных экспериментах гитарист Грэм Коксон в процессе записи альбома окончательно покидает британский квартет, а Дэймон Албарн уже болел Gorillaz, потому всё одеяло арт-рока от остальных участников тянул на себя.
Сумбурно записанный в Британии и Марокко с разными людьми, перепродюсированный, наэлектризованный, мультижанрово разноплавный, под влиянием Африки, политики, любви, альтернативы, попсы, электроники, инди, грува, даба, хип-хопа, джаза, лоу-фая, брейкбита, ухода Коксона... Субъективно лучший альбом Blur. Каждая песня и мелодия бережливо сидят на своих местах, а интимность с небрежной камерностью заразительны. В сочетании с сыростью, ненормативной лексикой и лирике о наркотиках (не употребляйте, пожалуйста, это вредно и запрещено).
Безумие ли эта мысль? Возможно лишь отчасти. Достаточно вспомнить, что именно с Фабрикой мысли британцы впервые посетили Россию, а закрывающая песня (помимо оды Албарна Грэму Sweet Song) – меланхолик-ода ушедшей молодости, итог всей жизни музыкантов, альбома, и работы. Юноши 90-х выросли, взгрустнули и ушли в анабиоз. Душераздирающе будет звучать всегда.
1. Revolver (1966, The Beatles)
Пик творческо-студийной магии Ливерпульской четвёрки, гимн психоделу и вершина мировой рок-музыки. А также одна из вершин творчества легендарной ливерпульской четвёрки. Наркотическо-психоделические эксперименты, пульсирующий звук, ближневосточные трипы и инструментально-жанровое разнообразие под занавес концертных выступлений квартета. Новаторство во всех песнях, ни разу не звучавших в живую.
Леннон и Маккартни поют оду наркотикам и траве соответственно (это фу, понятно?), Харрисон развивается как автор, с головой погружаясь в социальную сатиру и индийскую музыкальную медитацию на ситаре; а Ринго блещет барабанными партиями, со студийным персоналом исполняя Yellow Submarine. Много дополнительных инструментов и приглашённых музыкантов. От струнного оркестра до духового трио. Придите к последней песней альбома – Tomorrow never knows. Вы ощутите полноту возможностей группы на тот момент. Спектр эмоций раскроется во всех вариациях, вывернет наизнанку.
Так прозвучал финальный аккорд классических Битлз, хотя он уже начинался годом ранее. А фраза Джона Леннона того времени The Beatles, наверное, популярнее Иисуса окончательно прикончит концертно-имиджевую стать группы и сделает её самой студийной, вплоть до самого распада непревзойдённых мастеров.
–
Всем спасибо за чтение, и до новых встреч! Следите за обновлениями, скоро будет небольшой P.S.
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов
telegram-канал #музРельеф